Трекерная музыка глазами разработчика
Кажется, тема трекеров раскрыта в статьях неоднократно. Явлению без малого 27 лет, но по сей день хакерское число-буквенное представление музыки окутано аурой таинственности, ведь превращение «шума» на экране в красивейшую композицию — ничто иное, как магия. Что же в основе? И почему трекеры популярны по сей день? Попытаюсь ответить на эти вопросы с точки зрения разработчика подобных программ.
Первым в мире трекером принято считать программу Ultimate SoundTracker, написанную немецким разработчиком и композитором Карстеном Обарски в 1987 году для компьютера Commodore Amiga. Программа была создана в первую очередь для написания музыки к играм. Своим внешним видом она напугала немало музыкантов с классическим образованием. Ее называли сложной и лишенной логики. Выглядел первый трекер примерно так:
Не смотря на критику, у программы впоследствии появилась армия поклонников, самые продвинутые из которых взломали оригинальный код и на его основе неофициально стали выпускать улучшенные клоны. К примеру, так выгдядел достаточно популярный клон под названием NoiseTracker:
Но откуда такой странный интерфейс? Где нотный стан и знакомые для музыкантов символы? Давайте разберемся.
Commodore Amiga обладал революционными аппаратными характеристиками для домашнего компьютера того времени. В частности, на нем был установлен звуковой чип Paula — настоящий цифровой сэмплер. В оперативной памяти компьютера лежало несколько фрагментов записанных звуков (сэмплов) в формате PCM 8-бит. Чип Paula мог играть одновременно четыре таких сэмпла, динамически меняя их громкость и скорость — это давало четыре независимых канала (или дорожки), на каждом из которых могла играть определенная последовательность из сэмплов. Но четыре канала — не так уж много, при написании сложной музыки нужно очень аккуратно их использовать. Например, взяв аккорд из трех нот у нас останется ровно один канал, на котором нужно умудриться расположить барабаны и бас. Поэтому интерфейс первых трекеров — это ничто иное, как пульт управления звуковым чипом, представление компьютерной музыкальной композиции на самом низком уровне. Мы видим четыре аппаратных канала (колонки), и некую последовательность действий внутри. Все параметры чипа полностью подконтрольны пользователю. Это, кстати, объясняет смысл популярного направления чиптюн — музыки, написанной для аудиочипа (хотя сегодня чаще всего используются эмуляторы известных чипов, или вообще некая стилизация).
MOS8364 Paula — звуковое сердце компьютера Amiga
А коль скоро трекерная музыка — это программа в буквенно-цифровом виде, то и редактировать ее можно, как в текстовом редакторе, при помощи обычной компьютерной клавиатуры. Отсюда вытекает один важный плюс трекеров — ноты и ритмические рисунки можно вбивать очень быстро, по аналогии со скоростным печатанием текста.
Еще один плюс исходит из желания программистов все упрощать. А именно: часто повторяющиеся куски кода нелепо каждый раз переписывать с нуля — достаточно выделить их в отдельные подпрограммы и далее в нужных местах указывать адреса этих подпрограмм. Так же и в музыкальном коде. Например, припев повторяется два раза. Просто дублировать его вручную — неудобно и неэкономично. Поэтому мы выделяем припев в отдельную подпрограмму, которая в среде музыкальных редакторов называется паттерн (кусок партитуры), и далее по ходу композиции в нужных местах выставляем номер этого паттерна. Кроме того, если в дальнейшем вы захотите изменить пару нот в припеве, то сделать это нужно будет лишь в одном паттерне, а не во всей композиции целиком. В классических трекерах имеется список паттернов. Он говорит, в каком порядке играть паттерны и внешне выглядит, например, так: 01, 02, 03, 03, 01, 01. После нажатия PLAY трекер начинает этот список читать и играет паттерны ровно в том порядке, в котором они указаны. В Ultimate SoundTracker размер паттерна был жестко задан — 4 канала, 64 строки.
Схема работы трекера. В процессер эволюции нагрузка непосредственно на звуковой чип уменьшалась, т.к. мощности компьютеров стало хватать на программный синтез и обработку звука.
Ну и завершающая фишка классических трекеров — формат файлов для хранения музыки. Самый распространенный из них — формат MOD, который пришел с Ultimate SoundTracker и укоренился в трекерном пространстве на года, даже после того, как PC сместил Амигу со сцены. Прелесть такого файла в том, что в нем хранится вся необходимая информация для проигрывания и редактирования: сэмплы, паттерны и некоторые дополнительные параметры. Скачав MOD, вы услышите музыку именно в том виде, в котором задумывал ее автор, с мельчайшими нюансами. А если понравится — без труда сможете позаимствовать сэмплы или сделать ремикс, изменив содержимое паттернов. Сегодня огромный архив MOD-музыки вы можете найти на сайте Mod Archive.
Подборка MOD-композиций от Jogeir Liljedahl
Что же было дальше? Количество клонов SoundTracker росло. Они обрастали новыми функциями, совершенствовался интерфейс, увеличивалось количество каналов, нагрузка смещалась с железа на софт. Трекерная музыка стала частью компьютерной субкультуры Demoscene. Amiga уходила в прошлое, и трекеры переползали на другие платформы, самой массовой из которых стала конечно же PC. Тут появились новые трекерные форматы 2-го поколения: S3M (Scream Tracker), XM (FastTracker), IT (Impulse Tracker). И пока домашние компьютеры не отличались большой производительностью, а файлы по сети передавались с черепашьей скоростью — MOD-музыка стала своеобразной заменой современного MP3, так как файлы с неплохим звуком могли весить считанные килобайты.
Impulse Tracker (DOS) — самый мощный трекер 2-го поколения
Путеводитель по трекерным музыкальным редакторам
Музыка – древнейшее из искусств, никогда не терявшее своей актуальности. В средние века нотные партитуры великих произведений пользовались огромным спросом, что иногда даже вызывало тревогу у церкви – их популярность сравнивали с Библией. Действительно, еще не были изобретены звукозаписывающие устройства, и послушать любимое музыкальное произведение можно было лишь двумя способами – сходить на концерт или сыграть самому.
Музыка, словно магия, способна притягивать, очаровывать. Если в компании молодых людей кто-то умеет играть на гитаре, то все женское внимание довольно быстро приковывается к нему. И не столь важно, что он с трудом перебирает аккорды, что вокальная партия зачастую не попадает в ноты – он музыкант, он хороший парень.
Далеко не все из нас в совершенстве владеют музыкальными инструментами и сольфеджио, но одного точно не отнять – компьютерную грамотность. И если не суждено, став жертвой заговора, играть на одной струне, как Николо Паганини, то создание в специальном редакторе собственного музыкального произведения – дело посильное.
Музыканты начали использовать компьютеры в своем творчестве в середине 80-х годов XX века, когда вычислительная техника вырвалась из застенков университетов и лабораторий, став народным достоянием. Персональные компьютеры получили свое распространение по всему миру, и в них уже было оборудование, позволяющее неплохо воспроизводить музыку. Следствием популяризации вычислительной техники явилось появление нового класса любительских программ, позволяющих сочинять музыку, создавать аранжировки.
Надо заметить, что всеми известная платформа x86 в ту пору обладала только примитивнейшим устройством для воспроизведения звука – встроенным динамиком. Но голь на выдумки хитра, и вскоре программисты научились менять параметры генератора аудио сигнала, что позволяло пищалке воспроизводить практически любой звук, хотя и с большими искажениями. Вскоре народная смекалка породила еще один, более продвинутый способ воспроизведения аудио. К параллельному порту принтера подключалась схема из нескольких резисторов разного сопротивления, что являлось примитивным цифро-аналоговым преобразователем. Даже некоторые серьезные производители игр поддержали данное устройство, получившее название Covox. К нему можно было подключить внешний усилитель и получить неплохой, по тем временам, звук. Но в 90-е годы все это стало неактуальным, так как на платформе РС появилась первая полноценная звуковая карта Sound Blaster от фирмы Creative.
На волне принципиального улучшения аппаратных средств работы с аудио один за другим появлялись программные продукты, позволяющие составлять и воспроизводить музыку. Они имитировали работу сэмплерных музыкальных синтезаторов. За основу берется образец звучания какого-либо инструмента, который при воспроизведении подгоняется по высоте и выводится на специальное устройство – встроенный динамик, порт принтера или звуковую карту. При одновременном проигрывании нескольких звуков их цифровое представление суммируется. Благодаря популяризации мобильной связи мы все знаем слово, означающее описываемый процесс, – полифония. Первые компьютерные программы имели четырехголосную полифонию, которая позже выросла до 16 и даже 32 одновременно воспроизводимых звуков.
Подобные программы называются трекерными редакторами. В отличие от нотного стана с горизонтальным способом записи нот, дорожки (треки) редакторов имеют вертикальное представление управляющих музыкальных символов. Каждая дорожка прописывается в отдельной колонке партитуры, которые не непрерывны, а состоят из списка кадров, называемых паттернами. Внутри каждой секции по умолчанию обычно 64 позиции, что позволяет записать четыре такта по 16 долей или 8 тактов по 8 долей. Музыкальное произведение состоит из произвольного набора паттернов, которые можно, при необходимости, повторять.
В каждой позиции дорожки может быть записана либо нота, либо управляющая команда. Нот, как известно, всего семь, которые в сочетании с пятью диезами/бемолями, дают октаву, состоящую из двенадцати полутонов. Все давно придумано, ничего нового и оригинального в трекерных редакторах ожидать, разумеется, не стоит.
Список управляющих команд, по большей части, также повторяется во всех трекерных редакторах, однако в некоторых продуктах есть и свои уникальные функции. Во-первых, с помощью дополнительных команд можно гибко управлять организацией партитур, что включает в себя быстрые переходы между паттернами, управление их длиной. Вы можете также управлять отдельными нотами, что включает в себя, например, эффекты арпеджио, указание сдвига относительно начала сэмпла, зацикливание ноты. Кроме того, некоторые команды применяются сразу ко всей дорожке, например, плавное изменение высоты звука, его амплитуды.
Обязательным параметром каждой ноты является указание номера сэмпла, то есть, тембра, которым она исполняется. И, наконец, напротив каждой ноты можно указывать громкость звучания.
В 90-е годы большинство трекерных редакторов работали в DOS и имели текстовый интерфейс (Scream Tracker, Impulse Tracker). Все это стало уже историей, и рассматривать в путеводителе подобные программы не имеет смысла. Они плохо работают в современных версиях системы Windows, в том числе и из-под эмулятора DOSBox (кроссплатформенный продукт).
Несмотря на некоторый спад популярности трекерных редакторов в последние годы, развитие продуктов под Windows с графическим интерфейсом продолжается. Действительно, в отличие от профессиональных секвенсоров, трекерные редакторы не требуют идеальных знаний нотной грамоты. Вам не нужно покупать дополнительное оборудование, например, MIDI-клавиатуру. Для создания музыки не требуется также какого-либо комплексного подхода к решению задачи, установки множества программ, изучение больших объемов документации. Вся работа сосредоточена внутри одного редактора, освоив который, можно писать неплохую музыку.
Конечно, трекерные редакторы имеют свои недостатки. Вы можете использовать лишь жестко определенные звуки, существенно ограниченные по физическому объему, а значит и качеству. Трекерные редакторы не имеют сложных фильтров, эффектов, ведь для их реализации просто не хватит мощности процессора.
Несмотря на все это, у трекерных редакторов огромное количество поклонников. Для музыкантов-любителей регулярно проводятся конкурсы, на которых каждый желающий может представить свои работы. Популярность подобных программ иногда доходит и до коммерческих продуктов. Наверняка вы знаете легендарную серию компьютерных игр Unreal. Вся музыка в них имеет трекерный формат. А чтобы самостоятельно создать подобные композиции, надо иметь немного воображения, вдохновения, музыкальных знаний и навыков работы с любым из рассматриваемых в путеводителе программных продуктов. MadTracker 2.61
Официальный сайт: www.madtracker.org
Размер: 14332 КБ
Цена: бесплатный
MadTracker – мощный, гибко настраиваемый трекерный редактор. Программа может использовать клавиатурные сочетания как ProTracker, так и Fast Tracker – старых редакторов, эргономика которых проверена временем.
В своих композициях вы можете использовать до 32 дорожек, причем каждая из них имеет 4 голосную полифонию. Сведение дорожек производится в 32-битном режиме с интерполяцией до 16 бит.
Внутри каждого канала отдельный столбец отводится под установку громкости и для установки панорамы. С помощью графического эквалайзера можно управлять окраской звучания каждого канала в отдельности.
Для указания эффекта звучания ноты отводится два байта. Программа поддерживает все возможные эффекты Fast Tracker, к которым добавлено немало собственных. В Справке, прилагающейся к программе, очень удобно, в табличной форме описаны опции каждого из эффектов, их назначение.
Каждый инструмент, сэмпл может работать в режиме стерео, то есть изначально иметь раздельное звучание левого и правого каналов. Разумеется, для этого необходимы соответствующие исходные данные. Например, качественные инструменты фортепиано записываются с учетом физического расположения клавиш, то есть, высокие ноты звучат громче в правом канале, а низкие – в левом.
Ударные инструменты набираются в отдельных кадрах Drum Patterns с очень простым, наглядным интерфейсом. По умолчанию каждый такт имеет 8 долей. Вы можете использовать 8 инструментов в партии. Получается некое подобие шахматных досок. Левая кнопка мыши назначает событие, средняя – удаляет.
Каждая дорожка может иметь свой уникальный эффект, назначаемый один раз в расчете на всю композицию. Вы можете, например, включить реверберацию, эхо (в том числе и стерео, с раздельными повторениями в левом и правом каналах), flange, distorsion и многое другое. Любой дорожке можно дать собственное имя.
Для каждого эффекта и громкости может быть построена собственная огибающая. Все настройки могут сохраняться на жесткий диск и загружаться по мере необходимости.
MadTracker обладает мощным алгоритмом удаления щелчков и других звуковых дефектов из композиций. После завершения работы над композицией вы можете экспортировать данные в формат MIDI.
Программа обладает некоторыми сетевыми функциями. Вы можете просматривать из MadTracker последние новости в мире трекеров, общаться в IRC-чате с другими пользователями редактора.
При желании, программа может быть зарегистрирована за 20 или 40 Евро. Регистрация не обязательна, так что вы можете бесплатно использовать продукт неограниченное количество времени. Отличия зарегистрированной версии заключаются в наличии некоторых новых возможностей.
Во-первых, вам будет позволено экспортировать свою музыку в несжатый WAV и MP3. Во-вторых, вы сможете вводить нотные данные с подключенной к системному блоку MIDI-клавиатуры. Редактор сможет работать как синтезатор.
И в качестве бонуса разработчики обещают бесплатный хостинг на 50МБ и почтовый ящик.
К содержанию MODPlug Tracker 1.16
Официальный сайт: www.modplug.com
Размер: 633 КБ
Цена: бесплатный
ModPlug Tracker можно считать качественным эволюционным развитием старых редакторов, работающих в текстовом режиме. Об этом говорит, в первую очередь, поддержка всех основных форматов, когда-либо использовавшихся в мире трекеров. При этом, что любопытно, ModPlug Tracker не имеет какого-либо собственного формата, предлагая сохранять данные по-старинке.
Интерфейс редактора чем-то напоминает популярные в 90-е годы Scream Tracker и Impulse Tracker, причем сходство качается не только внешнего вида, расположения элементов управления, но и использования горячих клавиш.
ModPlug Tracker позволяет создавать высококачественные модули с частотой дискретизации до 48 kHz при 16 бит в стереорежиме. Редактор использует 32-битную точность во время микширования, а также производит устранение нелинейных искажений. В состав редактора включен также инструмент подавления шумов. Стоит сразу отметить, что эффективность его работы напрямую зависит от частоты дискретизации сэмплов. При низком качестве исходного материала польза от подавления шума сводится практически к нулю.
ModPlug Tracker позволяет осуществлять несколько типов ресэмплинга – от линейного до Hight Quality при использовании процессоров с инструкциями MMX. Обработка звука может осуществляться также с помощью усиления басов, добавления реверберации и включения эффекта Pro-Logic Surround. Реверберация может очень гибко настраиваться как при помощи множества заранее определенных установок, так и вручную. Эхо может звучать не только после основного звука, но и перед ним.
Редактор содержит 6 полосный эквалайзер с возможностью выбора сюжетных установок. Кроме того, вы можете создавать собственные сюжеты.
Настройки горячих клавиш позволяют не только управлять вводом нот, но и назначать отдельные клавиши на различные фильтры, эффекты. Существует отдельная предварительная установка, имитирующая работу Fast Tracker.
В программе есть возможность микширования через DirectSound с очень малой временной задержкой на звуковых платах с аппаратным ускорением.
Вы можете использовать в своих композициях до 64 каналов одновременно. Впрочем, каждый формат накладывает собственные ограничения. Например, в случае работы над S3M модулями число каналов снижается до 16-ти.
Рабочее окно приложения состоит из четырех вкладок. Группа опций General позволяет управлять общими настройками каналов. Вы можете указывать для них общий уровень громкости, определять панораму (соотношение громкости левого и правого динамиков), включать режим Surround. На каждый канал может быть назначен свой уникальный эффект. В качестве источника данных используются VST-плагины. В отдельном окне вы назначаете на определенные позиции свои эффекты, а потом лишь указываете их номера.
Редактор партитур выполнен в классическом стиле старых трекерных редакторов. Управляющие команды могут отображаться с использованием двух стандартов – как в Fast Tracker (от 0 до X) или как в Scream Tracker III (от A до Z).
Вы можете вводить данные в режиме аккордов. Каждый аккорд, как известно, привязан к какой-то основной ноте. Например, до-мажор, состоящий из нот «до», «ми» и «соль», можно привязать к ноте «до» и вводить при помощи клавиатурного сочетания Shift+Q (Q – это ввод обычной ноты «до»). Так как клавиатура компьютера позволяет вводить две октавы, вы можете назначить по два аккорда на каждую ноту. Например, мажор и минор.
ModPlug Tracker содержит редактор сэмплов. Например, у вас есть гитара. Вы подключили ее к входу звуковой карты и сыграли определенную ноту, записав звук в файл. Чтобы звук стал полноценным сэмплом, вы должны указать базовую ноту для будущей транспозиции, точку, начиная с которой звук может воспроизводиться циклически, уровень громкости сигнала. Если вы хотите непременно подогнать сигнал под ноту «до», то можно немного скорректировать частоту дискретизации, что равносильно повышению или понижению тона. Разумеется, сам файл при этом не меняется, но редактор может воспринимать исходные данные так, как вы того пожелаете.
Внутри последней вкладки собрана исключительно текстовая информация – вы можете оставлять произвольные комментарии напротив каждого инструмента. В старых проигрывателях было принято отображать данные комментарии, и музыканты любили доносить до публики либо какие-нибудь личные данные, либо просто делать лозунги.
В левой боковой панели отображается системная информация о текущем модуле. Вы можете менять последовательность паттернов, быстро перемещаться между ними. ModPlug Tracker позволяет открывать и обрабатывать сразу несколько модулей.
Для начинающего пользователя ModPlug Tracker – один из самых простых редакторов, так как все внимание акцентируется именно на создании музыки. Редактор не очень силен в каких-либо сложных приемах обработки звука, но основные возлагающиеся на него функции выполняет отлично.
Официальный сайт: www.renoise.com
Размер: 7051 КБ
Цена: 49.99 Евро
Renoise – мощный трекерный редактор, созданный для Windows и Mac OS X. В каком-то смысле данный продукт можно назвать приемником безнадежно устаревшей программы Noisetrekker. Впрочем, интерфейс нового редактора более напоминает популярный в 90-е годы Fast Tracker.
Renoise имеет гибкий, настраиваемый редактор партитур. Во-первых, большинство операций можно выполнять методом drag & drop. Например, вы можете подцепить произвольную дорожку и перенести ее на другое место, в другую позицию.
Внутри каждой дорожки можно вводить несколько нот на одну позицию. Из контекстного меню выберите пункт Add Note Column, чтобы добавить еще одну колонку. Кроме того, вы можете добавлять поля эффектов в произвольном количестве. Говоря простым языком, вы можете в одной дорожке сразу играть аккордами, которые будут звучать с использованием нескольких эффектов.
Встроенный микшер позволяет в удобной форме регулировать громкость каждой дорожки, ее панораму, а также быстро переключаться между стандартным и сольным режимами.
Редактор инструментов позволяет управлять при помощи огибающих громкостью, панорамой и высотой звука. Например, вы можете извлекать звуки, которые будут плавно перемещаться из левого динамика в правый и наоборот. Регулировка по высоте при помощи огибающей – тоже весьма важный инструмент. Допустим, вы хотите сымитировать звук гитары. Когда музыкант извлекает звук, струна сначала довольно сильно отклоняется от первоначальной позиции, что автоматически повышает тон звука, но буквально через несколько миллисекунд звук приходит в норму, так как наступает стандартный процесс колебания. Мы, конечно, не задумываемся над этим, когда слушаем гитару, но при создании музыки необходимо учитывать подобные моменты.
Renoise позволяет также создавать звуковые петли (loop), популярные у клубных музыкантов. Редактор может работать практически с любыми VST плагинами.
Большим плюсом Renoise является поддержка драйверов ASIO, что позволяет направлять звук в аппаратные каналы звуковых карт, за счет чего пользователь совершенно не ощущает задержку в проигрывании.
Кроме того, редактор имеет поддержку формата MIDI, позволяя синхронизироваться с внешними аналогичными программами. Renoise содержит также встроенный DSP процессор, реализующий эффекты эха, реверберации, flanger и phaser в реальном времени. При этом, как уже было сказано ранее, количество одновременно применяемых эффектов на трек не ограничено. Возможность контроля всех эффектов через огибающие позволяет музыканту очень гибко управлять звуком, подстать профессиональному программному обеспечению.
Renoise имеет несколько инструментов визуализации, например, анализатор спектра звука. Весьма важным достоинством также можно считать загрузку сэмплов в сжатых форматах (MP3, OGG). При работе с качественным исходным материалом, несжатые звуковые файлы могут занимать огромный объем на жестком диске.
Renoise – прекрасный мощный редактор, созданный с претензией на профессиональное применение. По этой причине он, к сожалению, не бесплатен и имеет довольно высокую для простого любителя цену.
Официальный сайт: www.skale.org
Размер: 7169 КБ
Цена: бесплатный
Skale Tracker можно назвать прямым продолжением, развитием Fast Tracker, несмотря на то, что данный проект полностью независим. Перед первым стартом редактора необходимо обязательно запустить конфигуратор и указать основные системные опции.
Skale Tracker для Windows может запускаться как в оконном, так и в полноэкранном режиме. Для отображения информации необходим DirectX 7.0 и выше. Кроме того, существует версия редактора, работающая в системах Linux. В этом случае программа использует графическую библиотеку SDL. Разработчики компилировали исходные тексты в дистрибутиве Red Hat.
Редактор тестировался в Windows, поэтому рассматривать будем особенности работы именно в этой системе. Во время первичной настройки вам необходимо указать режим вывода звука. Если вы устанавливали специальные драйвера, поддерживающие ASIO, на звуковую карту, то можете задействовать данный метод вывода звука. Кроме того, допускается указание метода вывода изображения. При выборе полноэкранного режима, разрешение переключается на 800×600. В оконном режиме размеры рабочего окна приложения аналогично не поддаются корректировке.
В состав конфигуратора также входит редактор горячих клавиш, позволяющий назначить любое (свыше 100) действие на произвольную клавишу или сочетание. Настройки работы мыши включают в себя назначение действий на вращение ее колеса в сочетании с удержанием какой-либо клавиши.
Редактирование дорожек происходит в специальном графическом редакторе. С помощью него можно устанавливать необходимые параметры одним щелчком мыши. Это очень удобно и наглядно. Все конкуренты, следуя старым классическим традициям, заставляют пользователя оперировать шестнадцатеричными значениями кодов команд, вводить их численные значения. В результате звуковая дорожка напоминает исходный текст программного продукта на языке Ассемблер, что не очень понятно простому начинающему музыканту. Программирование и создание музыки – вещи, по меньшей мере, совершенно разные. По этой причине, кажется странным, что подавляющее большинство разработчиков трекерных редакторов до сих пор пытаются приучить нас к кодам и цифрам. В состав путеводителя было решено не включать несколько откровенно слабых продуктов. Нигде разработчики не потрудились, чтобы предоставить пользователю удобный, наглядный ввод параметров дорожек, различных эффектов. По этой причине, несмотря на очень специфический интерфейс, Skale Tracker – удобная программа в плане ввода нот и эффектов.
Во время проигрывания поддерживаются 32 трека. Впрочем, вы можете работать с 256 виртуальными дорожками.
В качестве эффектов могут использоваться любые VST плагины. Skale Tracker позволяет осуществлять компрессию сэмплов, которые могут иметь две дорожки, то есть формат стерео. Редактор позволяет управлять огибающими, осуществляет высококачественное микширование при помощи удобного инструмента, напоминающего панель старого усилителя. Конечно, не в дизайне дело. Высокая точность обеспечивается поддержкой 32-битных операций с плавающей точкой.
Вы можете загружать в редактор SF2 банки звуковых карт Creative, а также инструменты сэмплера Akai S5000/6000 (AKP).
Skale Tracker – один из немногих по-настоящему мощных трекерных редакторов для систем Linux.
Форматы импорта
669: Composer | — | + | — | — |
AMS: Velvet Studio AMS | — | + | — | — |
DSM: DSIK | — | + | — | — |
FAR: Farandole Composer | — | + | — | — |
IT: Impulse Tracker | + | + | + | + |
MDL: DigiTracker | — | + | + | — |
MID: Midi Files | + | + | + | + |
MOD: ProTracker | + | + | + | + |
MT2: MadTracker | + | — | — | — |
MTM: MultiTracker | — | + | — | — |
NST: NoiseTracker | — | + | — | — |
NTK: Noisetrekker | — | — | + | — |
OKT: Oktalyzer | — | + | — | — |
S3M: ScreamTracker III | + | + | + | + |
SKM: Skale Tracker | — | — | — | + |
STM: ScreamTracker II | + | + | + | + |
ULT: UltraTracker | — | + | — | + |
UMX: музыка из игры Unreal | + | + | + | + |
WOW: Grave Composer | — | + | — | — |
XM: FastTracker II | + | + | + | + |
XRNS: Renoise | — | — | + | — |
Форматы экспорта
IT: Impulse Tracker | — | + | — | — |
MID: Midi Files | + | — | — | + |
MOD: ProTracker | — | + | — | — |
MT2: MadTracker | + | — | — | — |
S3M: ScreamTracker III | — | + | — | — |
SKM: Skale Tracker | — | — | — | + |
XM: FastTracker II | — | + | — | — |
WAV: Wave Files | + | + | + | — |
XRNS: Renoise | — | — | + | — |
Форматы сэмплов
8SV: 8SVX аудио файлы | — | + | — | — |
AAC: Advanced Audio Coding | — | — | + | — |
AIF: Audio Interchange File (Apple) | + | + | + | — |
FLAC: Free Lossless Audio Codec | — | — | + | — |
IFF: Amiga | + | — | — | + |
ITS: сэмлпы Impulse Tracker | + | + | — | — |
MP3: Mpeg Layer III | — | — | + | — |
MTS: MadTracker | + | — | — | — |
OGG: Ogg Vorbis | — | — | + | — |
PAT: UltraSound GF1 Patches | — | + | — | — |
S3I: ScreamTracker III | — | + | — | — |
SMP: DigiTracker | — | + | — | + |
SND: Sound (Apple) | — | — | + | — |
WAV: несжатый формат | + | + | + | + |
Форматы инструментов
AKP: Akai | — | — | — | + |
DLS: загружаемые звуковые банки | — | + | — | — |
FXB: VST Bank | + | — | + | + |
FXP: VST Preset | + | — | + | + |
ITI: Impulse Tracker Instrument | — | + | — | — |
MTI: MadTracker Instrument | + | — | — | — |
NTI: Noisetrekker Instrument | — | — | + | — |
SF2: SoundFont 2.0 звуковые банки | — | + | — | + |
SKI: Skale Tracker Instrument | — | — | — | + |
XI: Fasttracker Extended Instrument | + | + | + | + |
XRNI: Renoise Instrument Open Format | — | — | + | — |
MadTracker | |
ModPlug Tracker | |
Renoise | |
Skale Tracker |
К содержанию Проигрыватели для воспроизведения трекерной музыки
Воспроизведение музыки в форматах, используемых трекерными редакторами, возможно при помощи некоторых программ, рассмотренных в Путеводителе по мультимедийным проигрывателям. В их число входят Light Alloy 4.0, Spider player 1.70, Winamp Full 5.3 и XMPlay 3.3. XMPlay имеет большое количество положительных отзывов, рекомендуется многими авторитетными музыкальными ресурсами.
В качестве примеров музыки, созданной в трекерных редакторах, позвольте продемонстрировать две своих работы, сделанные в середине 90-х годов.
Классическая песенка (72 КБ). Очень простая, с точки зрения аранжировки, композиция, в которой использовались лишь базовые возможности редакторов. Во многих старых классических произведениях музыка основывалась исключительно на мелодиях, на сочетаниях нескольких независимых партий.
Аранжировка песен Татьяны Булановой (350 КБ). Небольшое попурри из песен Татьяны Булановой, записанных в первой половине 90-х годов.