Современная трактовка феномена образование

Современная трактовка феномена образование

Образование – это специально организованный и целенаправленный процесс, предусматривающий усвоение систематизированных знаний, умений и навыков, получение необходимого практического опыта деятельности.

Понятие «образования» разными науками понимается по-своему, так философия под «образованием» понимает процесс духовного формирования и развития человека, его личностного роста. Современные науки рассматривают образование как культурно-историческое явление, направленное на сохранение, накопление и последующую передачу жизненного опыта, духовной культуры народа и этноса.

Довольно часто образование рассматривается как уникальный способ посвящения человека в мир культуры и науки.

Готовые работы на аналогичную тему

Культура (в переводе с латинского языка, по отношению к человеку) – это процессе по совершенствованию, взращиванию и формированию личности человека.

Данная трактовка указывает на то, что именно культура является предпосылкой для образования человека и в тоже время его конечным результатом. Так как именно в процессе образования, человеком усваиваются культурные ценности (художественные, архитектурные, исторические и т.д.). Кроме того, содержание образования пополняется за счет научных открытий, культурного наследия, практики и жизни человечества. Все это и определяет образование как своеобразный социокультурный феномен.

На образование, как на социокультурный феномен, возложены следующие функции:

Таким образом, образование выступает в качестве своеобразного транслятора культуры, овладевая которым каждый имеет возможность успешно адаптироваться к постоянно меняющимся условиям современного общества, стать его полноправным и полноценным членом, а также поспособствовать приумножению потенциала мировой культуры.

Основными культурными функциями образования выступают:

На социокультурный феномен образования указывает и один из его ведущих принципов, а именно принцип культуросообразности. Данный принцип разрабатывался такими педагогами как К. Д. Ушинский, А. Дистерверг, В. А. Сухомлинский.

Проблемы взаимосвязи культуры и образования

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема взаимосвязи образования и культуры. Данная проблема является предметов многих специально организованных исследований, проводимых в рамках культурологической образовательной парадигмы.

Рядом ученых-педагогов, была разработана уникальная диалоговая концепция образования и культуры, которая предусматривает организацию диалога людей разных культур. Именно данный диалог выступает как основа культуры и дидактической единицы образования.

Основными ценностями современного культурно-ориентированного образования выступают:

Основой современной системы образования является культурологическая концепция, разработанная Е. В. Бондаревской, направленная на личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся (воспитанников, студентов и т.д.).

Ведущими положениями данной концепции являются:

Компоненты культурологического подхода:

Таким образом, образование выступает в качестве одной из частей общечеловеческой культуры. При этом оно, с одной стороны, оказывает влияние на ее сохранение и развитие через человека, а с другой стороны, наполняет её собственное содержание.

Сущность образования как социокультурного феномена

Сущность образования как социокультурного феномена заключается в следующем:

Образование и культура взаимообусловлены. На основании культуры определяются цели, задачи и содержание современного образования. В свою очередь образование направлено на сохранение и развитие культуры. Связующим звеном между образованием и культурой в данном случае выступает человек.

Образование и культуры связаны между собой следующим:

Успешность образования во многом зависит от его реализации в контексте конкретной культурологической парадигмы, которая в большей степени ориентирована, не на получение конкретных знаний и умения, а на усвоение учащимися элементов культуры и личностное развитие.

Педагог должен быть носителем общечеловеческой культуры, проявление которой, учащиеся могут видеть в его речи, поведении, внешнем виде, взаимодействии с другими людьми и т.д. То есть, производя культурные ценности для своих учеников, педагог идентифицирует себя с культурой. Реализуемая им педагогическая деятельность является не просто передачей знаний, умения и навыков, а выступает в качестве диалога между разными культурами и обмен культурными ценностями.

Источник

Сущность образования как сложного многопланового феномена

Первая в Европе концепция сущности образования была сформулирована Платоном в его известной «притче о пещере», согласно которой образование есть форма познания мира. То есть раскрытие потаенного. Обосновывая свою идею, Платон был убежден, что образование есть путь к достижению свободы и добра через познание истины. Мудрость (Софию) он считал водоразделом между образованностью и незнанием, а философию (любовь к мудрости) высшим выражением софийности мира.

Рассматривая образование как специфический способ преобразования природных задатков и возможностей, Г.Ф. Гегель, по сути дела, заложил возможность понимания взаимосвязи природы, цивилизации и культуры. Общая логика в этом случае основывается на соображении, согласно которому цивилизация дает человечеству то, что не может дать природа, а культура то, что не может дать цивилизация.

По мнению русских философов эпохи религиозно-философского ренессанса, задачей образования является «цельное знание», а его результатом формирование цельной личности. Сформулированное B.C. Соловьевым в концепции мира как Всеединства, это положение исходило из того, что знание не может иметь только теоретический характер, а должно удовлетворять всем потребностям человека, т.е. образование определяется внутренним обликом самого обучающегося, суть которого раскрывается философской антропологией. Именно на этих предпосылках B.C. Соловьев и строил свою концепцию Всеединства. Ее суть в следующем: есть три основных потребности человека, три идеала:

1) Достижение теоретического знания.

2) Достижение добра.

3) Создание красоты путем творчества и эстетического воспитания.

Развивая идеи В. С. Соловьева, С.Н. Булгаков показал, что человека можно представить как существо мыслящее, общественное и творчески « действующее в мире.

В жизни современного общества место образования во многом определяется той ролью, которую играют в его развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, профессиональные и личностные качества. Эта роль особенно возросла во второй половине XX в., принципиально изменившись в его последние десятилетия, что нашло теоретическое отражение в ряде концепций социально-экономического развития. Среди них особо выделяются концепция постиндустриального общества, теория человеческого капитала, идеи деятельностного общества и др. Наиболее глубоко возрастающая роль знаний в общественном развитии отразилась в концепциях информационного общества, становления информационной цивилизации. Ключевое значение знаний для развития постиндустриального общества отмечают многие исследователи. В частности, Д. Белл по этому поводу пишет: «Когда знание в своей систематической форме вовлекается в практическую переработку ресурсов (в виде изобретения или организационного усовершенствования), можно сказать, что именно знание, а не труд выступает источником стоимости». Иначе говоря, по мнению Д. Белла, информация и теоретическое знание суть стратегические ресурсы постиндустриального общества. Кроме того, с точки зрения автора, в своей новой роли они представляют собой поворотные пункты современной истории: изменение самого характера науки (наука как «всеобщее знание» стала главной производительной силой современного общества); освобождение технологии от ее «императивного» характера, превращение ее в необходимый инструментарий общественного и экономического развития.

Читайте также:  Сон быть в шапке

Аналогичную точку зрения высказывает Ф. Майор, который считает образование средством, позволяющим каждому обыкновенному человеку стать личностью, активным членом общества, искателем правды и выразителем этой правды, способным, пусть даже неосознанно, помочь каждой общине, каждому обществу сделать шаг к лучшей жизни.

В современной педагогической литературе под образованием понимается социокультурный феномен, выполняющий разнообразные функции:

Образование есть практика социализации человека и преемственности поколений.

Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства.

Функциональный подход к образованию позволяет рассматривать его в разных смысловых плоскостях:

— образование как ценность;

— образование как система;

— образование как процесс;

— образование как результат.

На наш взгляд, такое рассмотрение понятия «образование» вовсе не означает нарушения его целостности, а отражает лишь возможность и необходимость акцентирования внимания на тех или иных сторонах его функционирования.

Обращаясь к сущностной характеристике образования, С.И. Гессен писал: «Образование есть не что иное, как культура индивида. И если по отношению к народу культура есть совокупность неисчерпаемых целей-заданий, то по отношению к индивиду образование есть неисчерпаемое задание. Образование по существу своему не может быть никогда завершено. Мы образовываемся всю жизнь, и нет такого определенного момента в нашей жизни, когда мы могли бы сказать, что нами разрешена проблема нашего личного образования. Только необразованный человек может утверждать, что он сполна разрешил для себя проблему образования».

Таким образом, можно сказать, что целями образования являются культурные ценности, к которым в процессе образования должен быть приобщен человек.

По мнению Н.В. Бордовской и А.А. Реана, соотношение образования и культуры можно рассматривать по-разному:

— в рамках культурологической парадигмы педагогической системы;

— через формирование поликультурного образовательного пространства;

— как культурно-исторический тип образовательной системы (вуз, школа);

— как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран;

— через анализ дисциплин культурологической направленности;

— как пути и способы развития культуры субъектов образования;

— через описания и прогнозирование образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; раскрытие специфики культурно-образовательной среды;

Начиная с 60-х годов XX в. российская культура стала обогащаться идеями диалога, сотрудничества, толерантности, уважения личности, которые долгое время не транслировались педагогикой в образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель образования морально устарела. Возникла потребность в таких философско-педагогических идеях, которые могли стать методологией новой педагогики.

Одной из таких идей стало выявление гуманистического потенциала образования, его отношения к человеку как субъекту познания, общения, # творчества. В практическом плане ее решение было связано с рассмотрением аксиологических (ценностных) аспектов образования, его «человеческого измерения». Выбор аксиологического подхода в качестве методологической основы современной педагогики позволил рассматривать образование как социально-педагогический феномен, который получил свое отражение в основных его идеях: универсальность и фундаментальность гуманистических ценностей, единство целей и средств, приоритет идеи свободы.

Исходя из аксиологических идей, исследователи Г.И. Аксенова, И.Н. Андреева, Д.Ю. Ануфриева, Ю.В. Варданян, М.Я. Виленский, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Л.С. Подымова, В.А. Ситаров, В.А. Сластенин, В.Э. Тамарин, А.Н. Ходусов, Е.Н. Шиянов, А.И. Шутенко и др. выделяют следующие культурно-гуманистические функции образования:

— развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;

— формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;

— обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;

— овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;

— создание условий для саморазвития творческой индивидуальности личности и раскрытия ее духовных потенций.

Гуманистическая цель образования требует пересмотра его содержания. Оно должно включать не только новейшую научно-техническую информацию, но и гуманитарные личностно развивающие знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное отношение личности к миру и человеку в нем, а также систему нравственно-эстетических чувств, определяющих ее поведение в разнообразных жизненных ситуациях. Следовательно, человек как самоцель развития, как критерий оценки социальных процессов представляет собой гуманистический идеал происходящих в социуме преобразований. По своим целевым функциям гуманизация образования является условием гармоничного развития личности и предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности.

Какими же особенностями и возможностями должно обладать образование, чтобы реализовать эти идеи?

Многомерность человека как индивида и личности, как субъекта и индивидуальности делает его объектом исследования широкого круга естественных и общественных наук. Когда человек выступает как предмет воспитания, он является предметом педагогики.

Развитие человека Б.Г Ананьев рассматривал как единый процесс, детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека, по его мнению, является формирование индивидуальности, суть которой составляют единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности.

Если иметь в виду педагогическое образование, то логическим центром его содержания выступает идея универсальности знаний о человеке в его взаимосвязях с природой, обществом, культурой. Схема реализации этой идеи такова:

Как отмечает В.А. Сластенин, концептуальное единство и системность современного образования достигаются на следующих основаниях:

— сущностное изменение методологии образовательного процесса, его построения на системно-деятельностных, антропологических принципах мышления и деятельности;

— обновление когнитивных комплексов с целью достижения их проблемно-понятийных, содержательных взаимосвязей, стимулирования творческого мышления студентов, развития умения дифференцированно использовать и накапливать информацию, самостоятельно оценивать и структурировать ее;

— ориентация образовательного процесса на раскрытие личностных способностей и удовлетворение познавательных интересов будущего специалиста на основе свободного выбора темпов, форм, методов обучения;

— акцентирование ценностного, духовно возвышающего содержания образования, формирование гуманистически нравственных ориентации на основе освоения универсальных ценностей культуры как результата научно-познавательной, художественно-эстетической и образовательной творческой работы человека;

— актуализация эмоционального культурного опыта личности, реализация возможности свободного выражения чувств и убеждений, способности разрешать эмоциональные конфликты межличностных и межгрупповых отношений;

— обеспечение единства общегуманитарного базового образования и специальной подготовки с целью построения целостного и вариативного учебного процесса.

Таким образом, предложенная в свое время К.Д. Ушинским концепция человека как предмета воспитания, подвергнутая современной философско-антропологической рефлексии, продолжает служить целям проектирования и обоснования содержания современного образования.

— социальный масштаб рассмотрения, т.е. образование в мире, определенной стране, обществе, регионе, организации и т.д. Здесь же рассматривается система государственного, частного, общественного, светского, клерикального и т.д. образования;

— ступень образования (дошкольное, школьное с его внутренней градацией на начальную, неполную среднюю и полную среднюю школу; высшее с различными уровнями: углубленная подготовка специалиста, бакалавриат, магистратура; учреждения повышенной квалификации; аспирантура, докторантура);

Читайте также:  Ремень для пояса сонник

— профиль образования: общее, специальное (математическое, гуманитарное, естественнонаучное и т.д.), профессиональное, дополнительное.

С этих позиций И.А. Зимняя рассматривает образование как систему следующим образом:

— образование как система может быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным; образование как система характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий;

— образование как система может характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью;

— образовательная система имеет качественную и количественную характеристику, специфическую для своих подсистем;

— образование как система определяется одновременно функционированием и развитием согласно принципу дуальности, в терминах А.И. Субетто, Н.А. Селезневой.

По мнению Б.С. Гершунского, системность образования обусловлена, прежде всего, наличием общих, инвариантных качеств, к числу которых автор относит гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность.

Наряду с перечисленными качествами, отечественная система образования наделяется многими исследователями В.К. Бацын, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, В.И. Горовая, В.И. Журавлев, Н.Б. Крылова, B.C. Леднев, А.П. Лиферов, Н.А. Лурья, В.А. Сластенин, А.А. Реан, В.Д. Шадриков, Е.Н. Шиянов, В.А. Левин и др. и такими свойствами, как: гуманитаризация, дифференциация, диверсификация, стандартизация, многоуровневость, фундаментализация, индивидуализация, информатизация, непрерывность.

Совершенно очевидно, что названные качества свойственны любым образовательным системам. При этом имеются в виду не только уровневая иерархия учебных заведений, их профильное многообразие или иерархия управления, но и территориально-региональная и национально-этническая специфика образовательных систем, разные условия их функционирования, многообразие систем, обусловленное особенностями их развития в прошлом, настоящем и в предполагаемом будущем.

В мировой практике сложились различные модели образования:

1) модель образования как государственно-ведомственная организация (самостоятельное направление в ряду других отраслей народного хозяйства);

2) модель развивающего образования (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В.В. Рубцов и др.), предполагающая организацию образования как особой инфраструктуры через широкую кооперацию деятельности образовательных систем разного ранга, типа, уровня;

4) рационалистская модель образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др.), предполагающая такую его организацию, которая обеспечивает усвоение знаний, умений и навыков, позволяющих приспособиться к существующим общественным структурам;

5) феноменологическая модель образования (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.), предполагающая персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся;

6) неинституциональная модель образования (П. Гудман, И. Ильич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт, Л. Бернар и др.), ориентированная на организацию образования вне социальных институтов (на «природе», с помощью Интернета, в условиях «открытых школ», дистантное обучение и пр.).

Согласно Закону РФ «Об образовании», система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Принципами функционирования системы образования в России являются:

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.

Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.

Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Свобода и плюрализм в образовании.

Демократический, государственно-общественный характер управления образованием.

Автономность образовательных учреждений.

Т.А. Стефановская отмечает, что главным признаком современной системы образования в Российской Федерации является вариативность:

— вариативность организационно-правовых форм (государственные, муниципальные, негосударственные);

— вариативность типов образовательных учреждений (дошкольные, общеобразовательные, профессионального образования, дополнительного образования, специальные);

— вариативность форм получения образования (семейное образование, очная, очно-заочная, заочная формы, экстернат, самообразование);

— вариативность содержания образования;

— вариативность организации педагогического процесса в образовательном учреждении.

Как нам представляется, немаловажными признаками отечественной системы образования на современном этапе ее развития являются инновационность и интегративность.

Инновационные процессы в образовании характеризуют качественно новый этап во взаимодействии и развитии научного и педагогического творчества и процессов применения их результатов. Современный этап развития инновационных процессов в образовании отличает тенденция к ликвидации разрыва между процессами их восприятия, адекватной оценки, освоения и применения на практике, а также способность к преодолению противоречия между имевшей место стихийностью этих процессов и возможностью и необходимостью сознательного управления ими. Иначе говоря, в инновационный процесс в системе образования в качестве трех составляющих входят: процессы создания нового, их освоения и применения. Именно они в последние десятилетия стали предметом пристального внимания как отечественных, так и зарубежных ученых и педагогов-практиков А. Адаме, К. Ангеловски, X. Варнет, Дж. Вассет, Д. Гамильтон, В.А. Гильманов, Н. Гросс, Н. Дикинсон, В.И. Загвязинский, В. Зомбарт, Е.Н. Ильин, Н.И. Лапин, М. Майлз, В. Метчерлих, А. Николе, А.И. Пригожий, А. Хаберман, В.Ф. Шаталов, Н.Р. Юсуфбекова и др.

Характеристика образования как системы была бы неполной без рассмотрения таких понятий, как «образовательно-воспитательная система» и «педагогическая система».

Образовательно-воспитательная система отражает собственно педагогический аспект функционирования любого учебного заведения соответствующего уровня и профиля. Такая система состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: целей учебно-воспитательной и развивающей деятельности; содержания этой деятельности (учебные планы, программы, учебники и учебные пособия, компьютерные обучающие программы ми т.п.); методов обучения, воспитания и развития обучающихся; средств, используемых в педагогическом процессе; организационных форм, в которых образовательная деятельность реализуется с тем или иным эффектом.

По словам Б.С. Гершунского, к понятию «педагогическая система» целесообразно апеллировать тогда, когда речь идет о критериальной, теоретической оценке интегративно понимаемой учебно-воспитательной, научно-педагогической (исследовательской) или управленческой деятельности в соответствующих общественных условиях. Только в этом случае данному понятию может быть придан не только сугубо педагогический, но и социально-культурный смысл, подчеркивающий первостепенное значение этой системы для развития социума, для реализации его важнейшей личностно-созидательной функции.

Еще в конце XIX в. П.Ф. Каптерев отметил, что «образовательный процесс не есть лишь передача чего-то от одного к другому, он не есть только посредник между поколениями; представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного поколения к другому, неудобно» «. Сущность образовательного процесса с внутренней стороны заключается в саморазвитии организма; передача важнейших культурных приобретений и обучение старшим поколением младшего есть только внешняя сторона этого процесса, закрывающая самое существо его». По сути, в этом определении образовательного процесса подчеркивается, что на всем его протяжении основной задачей образования является развитие и саморазвитие человека как личности в процессе его обучения. Образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека. Оно непрерывно видоизменяется по целям, содержанию, формам. Непрерывность образования в настоящее время, характеризуя его процессуальную сторону, выступает в качестве основной черты.

Читайте также:  Священник во сне взять

Понятие «педагогический процесс» было введено П.Ф. Каптеревым: «. педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и в мере ее сил сообразно социальному идеалу». И далее: «Педагогический процесс включает в себя две основные характерные черты: систематическую помощь саморазвитию организма и всестороннее усовершенствование личности».

Как видим, П.Ф. Каптерев рассматривал педагогический процесс с позиций единства биологического и социального, т.е. процесс саморазвития, присущий организму, и педагогический процесс должны создавать единое целое, в котором последнему принадлежит определяющая роль.

Вторым теоретическим основанием для определения сути педагогического процесса может выступать идея К. Маркса: «Если человек черпает свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы чистый интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными». Педагогический вывод из этих положений очевиден: развитие и формирование личности в полной мере зависит от содержания, характера, направленности педагогического процесса, от микросреды, в которой находится индивид, от условий и обстоятельств, складывающихся стихийно и целенаправленно организованных в педагогическом процессе.

В современных системах образования видна тенденция оценивать результат по выходу (out-come education), который представлен определенными унифицированными вне зависимости от формы обучения требованиями или стандартами. Образовательные системы в последние десятилетия все больше осуществляют свое действие в пространстве, переходя от контактного типа обучения к дистантному, где основную роль играют телекоммуникационные средства.

Важнейшей чертой современного образования следует признать приобретение им статуса сферы услуг. Как отрасль хозяйства по оказанию услуг населению в приобретении и использовании знаний образование является самой многочисленной по занятости населения. В России в этой сфере учатся и трудятся около 40 миллионов человек.

Образование является «полуобщественным благом», поскольку оно потребляется одним лицом, но доступно для потребления многими. Кроме того, выгоду от образования получает как индивид, так и общество в целом, ибо от качества образования, в конечном счете, зависит благосостояние всей страны.

Образование можно считать «насущным благом», т.к. обучение является необходимым условием качества жизни любого цивилизованного общества.

Сегодня проблемы модернизации образования волнуют умы не только ученых-педагогов, но и психологов, социологов, экономистов и т.д. Последние рассматривают образование как потребительский продукт на том основании, что поведение потребителя при выборе образования ничем не отличается от его поведения при выборе других товаров и услуг и может быть описано общей теорией потребительского поведения. К примеру, при выборе специального образования люди имеют отчетливую систему предпочтений: направление получаемого образования (гуманитарное, естественнонаучное, техническое), уровень приобретаемого образования (начальное профессиональное, среднее профессиональное или высшее профессиональное), специальность и т.п.

Выбирая индивидуальную траекторию своего образования, личность учитывает свои возможности, которые ограничены ее способностями и склонностями к тем или иным видам деятельности, предшествующим уровнем образования, материальным положением. В процессе же потребления образовательных услуг люди выбирают те, которые в большей степени удовлетворяют их интересы в знаниях. Получение образования осуществляется в соответствии с законом убывающей дополнительной полезности, суть которого состоит в том, что полезность каждой дополнительно потребленной единицы услуги уменьшается. Это происходит потому, что потребность в ходе потребления постепенно «насыщается».

Современные экономические теории рассматривают образование не только как потребление, но и как инвестиции. Для индивида, например, они связаны прежде всего с доходом, который он будет иметь в результате полученного образования.

Объем спроса на образование в современном обществе зависит от трех факторов: потребности хозяйства, потребности общества в нем и экономической эффективности образования.

Наряду с традиционной задачей удовлетворения все возрастающего спроса на образование, образовательная система все чаще сталкивается с необходимостью удовлетворения индивидуальных потребностей. В этой связи экономическая эффективность образования заключается в том, чтобы массовое образование удовлетворяло индивидуальные потребности личности. Вот почему сегодня во всем мире образовательные системы претерпевают смены образовательных парадигм.

Прежняя парадигма исходит из необходимости через систему формального образования подготовить человека к жизни, дать образование на всю жизнь. Новая парадигма заключается в необходимости дать базисные знания, которые позволили бы личности непрерывно в течение всей жизни получать дополнительное образование и различные квалификации в соответствии с изменяющимися потребностями личности и социума.

Российское образование также находится в стадии смены парадигм. Прежняя парадигма исходила из отраслевой подготовки кадров и заранее известного рынка специальностей и квалификаций. В этих условиях целью образовательного производства являлось выполнение плана. Новая парадигма исходит из неизвестного диверсифицированного мобильного рынка труда. Задачей образования в этом случае становится предоставление потребителю базисных знаний по одному и более направлениям в образовании (естественному, гуманитарному или техническому).

Стратегия массового образования по индивидуальным образовательным траекториям основана на давлении спроса. Образовательное производство должно улавливать изменения в спросе и быстро преобразовывать этот спрос в образовательные программы разного уровня.

Таким образом, современная отечественная система образования является самостоятельной социально-экономической отраслью и представляет собой совокупность образовательных программ, образовательных учреждений, органов управления и государственно-общественных объединений. Она находится в непрерывной динамике и учитывает в своем развитии не только национальный опыт, но и мировые тенденции и традиции. В качестве таких тенденций ученые Д. Абдуллаев, А.А. Вербицкий, Т.П. Воронина, Т.С. Георгиева, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, И.А. Зимняя, В.П. Кашицин, О.П., Молчанова, A.M. Новиков, В.А. Сластенин, А.Д. Урсул и др. называют:

— индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация, что позволяет действенно усилить

— интеллектуальную деятельность современного общества;

— переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся;

— поиск психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебно-воспитательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым;

— организация взаимодействия обучающегося и преподавателя как коллективной, совместной деятельности, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

На рубеже XX и XXI вв. ЮНЕСКО инициировало новые исследования в области образования, в основу которых должны быть положены следующие принципы:

Образование должно служить обществу инструментом созидания и распространения знания и науки.

Обновление и любая реорганизация образования должны быть результатом глубокого анализа новых достижений и понимания специфики каждой конкретной ситуации.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Советы экспертов и специалистов