Современная трактовка понятия истины

Современная трактовка понятия истины

Название работы: Проблема истины. Современные трактовки понятия истина. Формы истины. Проблема критериев научной истины

Предметная область: Логика и философия

Описание: Формы истины. Проблема критериев научной истины. Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания.

Дата добавления: 2013-08-09

Размер файла: 94.28 KB

Работу скачали: 40 чел.

Проблема истины в философии является центральной во всей теории познания. Она отождествляется с самой сущностью, является одним из самых важнейших мировоззренческих понятий, находится в одном ряду с такими ключевыми явлениями, как Добро, Зло, Справедливость, Красота.

Проблема истины в философии и науке является достаточно сложной. Многие концепции прошлого, например, концепция Демокрита о неделимости атомов, считалась на протяжении почти двух тысяч лет бесспорной. Теперь она уже представляется как заблуждение. Однако, скорее всего, большая доля существующих сейчас научных теории окажутся заблуждениями, которые опровергнут со временем.

На каждом этапе своего развития человечество располагало только относительной истиной – неполным знанием, содержащим заблуждения. Признание истины относительной связано с бесконечностью процесса познания мира, его неисчерпаемостью.

Проблема истины в философии также заключается в том, что знание каждой исторической эпохи содержит в себе элементы абсолютной истины, поскольку оно имеет объективно истинное содержание, является необходимым этапом познания, включается в последующие этапы.

Проблема критериев научной истины?

Для того, чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, они должны находится с ней в определенном соответствии. Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии, как проблема истины. Главный вопрос: Можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, независящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности? Объективная истина – содержание наших представлений и знаний независящее ни от индивидуального человека, ни от человечества. Каким образом определить истину? 1: Логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Платон считал, что истина может быть лишь знание о вечных неизменных идеях. Но при таком подходе мы отказываемся от истинности всех знаний о материально изменчивых процессах. 2: Чувственное созерцание, наблюдение. Но чувственно восприятие не может дать нам абстрактных знаний, математических истин, и не может служить средством их проверки. Гоббс сказал, что истина – дочь разума, подчеркивая этим независимость ее от времени. Отсутствие единства в понимании истины и ее критериев заставило Канта сказать, что выявление объективного критерия истинности знания составляет центральную задачу философии.

Источник

Философские концепции истины.

Современное понимание истины предполагает диалог различ­ных философских концепций и синтез наиболее плодотворных идей в контексте современных представлений науки и культуры. В истории философии сложилось несколько подходов к определению этой категории.

Априористская концепцияутверждает, что истина или ряд истин изначально присущи человеку или человеческой душе в виде некого доопытного знания, которое можно раскрыть в каждом инди­виде через определенную методику, как бы заставляя человека “припомнить” заложенное в его сознании изначально. Таково учение индийской веданты о по­тенциальном всезнании человеческого атмана, тожде­ственного брахману; античное понимание знания как припоминания того, что некогда видела и слышала бессмертная душа; христианское учение о потенциаль­ном богоподобии человека, декартовская доктрина врожденных идей.

Конвенциональная модель истиныподдерживает идею, что истина — есть всегда продукт гласного (а чаще — негласного) согла­шения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных сообществах (религиозных конфессиях, профессиональных группах и т.д.) су­ществуют разные “правила игры”, а все доказатель­ства строятся лишь на основе принятых конвенций. Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное. Так всегда бывает, когда сталкиваются представители разных школ в науке и в философии.

Когерентная теория истины.Существует несколько вариантов данной теории. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворе­чиво и системно упорядочено. Здесь происходит сбли­жение с трактовкой истины в смысле логической пра­вильности и корректности. При всей частичной обо­снованности такого подхода все-таки следует признать, что отсутствие логических противоречий и взаимосвя­занность суждений внутри какой-то теории еще отнюдь не свидетельствует о ее истине; и, наоборот, наличие диалектических и антиномических суждений внутри теории еще не дает оснований заключать о ее ложности.

Второй вариант теории когеренции утверждает, что истинной должна быть признана та гипотеза, которая не противоречит фундаментальному знанию, существу­ющему в науке.Данный крите­рий также нельзя абсолютизировать, ибо любая новая фундаментальная теория всегда какому-то общеприз­нанному знанию да противоречит.

Прагматическая версияистиныподчеркиваетсубъективныймомент в составе человеческого знания, т.е. степень егопригодностина практике.Суть концепции сводится к тому, что знание дол­жно быть оценено как истинное, если способно обеспе­чить получение некоего реального результата (экспе­риментального, утилитарно-прагматического и т.д.). Иными словами, истинность отождествляется здесь с пользой или результативностью.

Однако утилитар­ную направленность науки не следует преувеличивать. Множество открытий совершались творцами, конечно же, не из утилитарных соображений, а из чистой люб­ви к истине. Многие научные теории в момент их со­здания вовсе не имеют никакого экспериментального и технического применения. Более того, самые страте­гически значимые идеи, тем более в философии, по определению бескорыстны и антиутилитарны.

Читайте также:  Сны видеть избитого мужчину

Экзистенциалистские концепциидостаточно разнородны, но сближаются в плане ценностного истолкования истины.

Во-первых, может быть выдвинут тезис, что исти­ной следует считать такое знание, которое способству­ет творческой самореализации личности и стимулиру­ет ее духовный рост. В роли такового способно высту­пить и объективно ложное знание, лишь бы оно глубоко переживалось и творчески отстаивалось человеком. При таком подходе подчеркивается значение именно творческого человеческого измерения знания, претендующего на истинный статус.

Во-вторых, экзистенциальный аспект истины мо­жет быть открыт в ситуациях пограничных, зачастую на грани жизни и смерти. “Свет истины” как бы вли­вается в “трещины” его личной судьбы, порой зас­тавляя переосмысливать многие предрассудки и житейские стереотипы.

Наконец, третий ракурс экзистенциального виде­ния истины смыкается с онтологическим ее аспектом. Истина в ее греческом значении (aleteia), по М. Хайдеггеру, означает несокрытость бытия, т. е. некое подлин­ное его измерение, которое всегда пребывает в нас и с нами, но которое надо просто научиться видеть и слышать. Человек техногенно-потребительского обще­ства, ориентированный на покорение природы и удов­летворение своих безмерных телесных потребностей, отгородился от истины системой своих научных абст­ракций, миром технических устройств и пустых слов. Отныне «свет истины» доступен лишь поэтам, философам, святым праведникам и подвижникам, созерцающим его «нетелесными очами сердца». Здесь идет последовательное возвра­щение к классической концепции истины в платони­ческом понимании и ее отождествление соткровени­емкак атрибутом религиозного опыта.

Классическая концепцияпод истиной понимает соответствие че­ловеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности, достаточно полное и точное отражение некоего объекта в мышлении человека. В явной форме клас­сическую концепцию можно найти уже у Платона и Аристотеля. Определяя истинность как соответствие мнений, утверждений с действительностью, Аристотель считал истинность не свойством вещей, а свойством представлений и суждений. Коротко говоря, истиной с этой точки зрения может называться объективная информация. Эта точка зрения на истину легла в основу всей европейской цивилизации, в особенности классической науки, прежде всего естествознания. Классическая концепция всегда была и до сих пор остается наиболее влиятельной не только среди фило­софов, но и среди ученых, ибо в наибольшей степени соответствует их интуитивной вере в то, что они не творят научные гипотезы и теории по своему собствен­ному усмотрению, а познают нечто в самом бытии, и что полученное ими знание — не фикция, а вскрывает объективные закономерности мироздания.

Диалектико-материалистическая (марксистская) концепцияистины, при­нимающая аристотелевские идеи как исходные, создана на основе по­нимания познания как отражения. Истина понимается здесь как знание, соответствующее действительности, причем характер и степень этого соответствия изменяются в определенных пределах, уточняются в связи с про­грессом науки и практики. Именно практика, обладающая такими чертами, как материаль­ность (предметность), объективность, социально-историческая обу­словленность, позволяет проверить идеальные знания и представ­ления, воплотив их в материальную деятельность и объекты, под­чиняющиеся объективным законам природы и общества.

Источник

Понятие истины, ее критерии

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории по­знания: «Что есть истина?».

1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:

· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)

· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)

· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)

· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)

· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт пости­жения объекта сразу в полном объеме.

Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсо­лютный и относительный аспекты, которые можно рассмат­ривать и как относительно самостоятельные истины.

Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина— это исчерпывающее достовер­ное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина — это неполное, неточное зна­ние, соответствующее определенному уровню развития об­щества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения ис­тины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:

1. соответствие знаний действительности;

2. то, что подтверждено опытом;

3. некое соглашение, конвенция;

4. свойство самосогласованности знаний;

5. полезность полученного знания для практики.

Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества
Абсолютная истина Относительная истина
· исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; · знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. · неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания; · знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами
Читайте также:  Сон деревья с яблоками

3. Критерии истины– то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.

1. соответствие законам логики;

2. соответствие ранее открытым законам науки;

3. соответствие фундаментальным законам;

4. простота, экономичность формулы;

5. парадоксальность идеи;

4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.

1. материальное производство (труд, преобразование природы);

2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);

3. научный эксперимент.

1. источник познания (практическими по­требностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);

2. основа познания (человек не просто наблю­дает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);

3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической де­ятельности);

4. критерий истины (пока какое-то положе­ние, высказанное в виде теории, концепции, простого умозак­лючения, не будет проверено на опыте, не претворится в прак­тике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).

Между тем практика одновременно определенна и неопре­деленна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно до­казать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама прак­тика развивается, совершенствуется и поэтому не может тот­час и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практи­ка, которая включает материальное производство, накоплен­ный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями ло­гической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.

Источник

В довольно старом детском фильме герои хором пели песенку, в припеве которой была строчка: «Правда, но не истина». Вряд ли режиссер фильма хотел обратить внимание подрастающего поколения на нетождественность понятий объективной и субъективной реальности. Но тем не менее, эта строчка из детской песенки действительно довольно точно передает суть многовековых философских дискуссий. Правда и истина – это вещи разные. Главное – разобраться, в чем именно их отличие.

Правда и истина

Правда – это то, что не ложь. То есть если, озвучивая какое-то утверждение, человек полагает его соответствующим действительности, значит, это правда. Алкоголик, уверяющий, что видит летающего над холодильником синего ежа, говорит правду. Подсудимый, утверждающий, что это голоса в голове велели ему забыть о слесарном деле и перейти на гоп-стоп, с большой вероятностью врет.

Истиной же эти утверждения не являются по той простой причине, что и синий еж, и разговорчивые инопланетяне существуют только в воображении рассказчиков, а не в реальности. А истина – это объективная реальность.

Истина и осознание истины

Человек может знать истину, может не знать ее, понимать или не понимать, это ничего не меняет. Два плюс два равно четырем вне зависимости от того, умеют ли люди считать и есть ли сами люди, которых можно обучать счету. Земля вращается вокруг Солнца, и не имеет значения, согласны ли люди с концепцией гелиоцентричности.

Пожалуй, антонимом слову «истина» будет «ошибка», «искажение».

Абстрактная истина

Любые утверждения, касающиеся не практических свойств окружающей действительности, подтверждаемых эмпирическим путем, а объектов абстрактно-эфемерных, по сути непроверяемы. В этом и состоит проблема истины в философии. Если Ньютон мог доказать истинность своего предположения о наличии земного тяготения, просто швырнув в оппонента яблоком, то Кант или Гегель были лишены возможности воспользоваться способом наглядных доказательств.

Все зависит от заданной системы

К примеру, эвтаназия – это проявление гуманизма или, наоборот, жестокости и малодушия? Помогать бродягам и беднякам, не требуя от них посильного вклада в жизнь социума, – это добро или форма равнодушия? Зависит от того, что именно мы понимаем под добром и гуманизмом. А какая трактовка истинна – вопрос не просто спорный, а не имеющий ответа. Потому что нет такой линейки, которой можно было бы измерить гуманизм и потом создать экспонат для Палаты мер и весов, чтобы все сомневающиеся могли подойти и сравнить.

Абсолют как категория

Часто в философско-теологических спорах Бог определяется именно как абсолютная истина. Тот, кто в состоянии постичь суть вещей, не искаженную восприятием, трактовками, мнениями. Банальное утверждение «Бог все видит» означает именно это, а не то, что создатель Вселенной лично наблюдает, кто там без билета ездит и место бабушкам не уступает.

Реальность объективна или субъективна?

Солипсизм как конечная истина и как ее опровержение

Но ведь весь мир – результат субъективного восприятия. Реальность для человека существует только в виде сигналов, проходящих в виде электрических импульсов по нервным клеткам и расшифровываемых мозгом. Если человек что-то видит, осязает, обоняет и может даже погрызть при желании, значит, это реально. Но те, кто видел фильм «Матрица» и общался с психиатрами, знают, в чем подвох. Не всегда то, что ощущается реальностью, ею же и является.

Торжество субъективизма

В Испании есть выражение: El momento de la verdad («Момент истины»). Тот миг в корриде, когда бык с тореадором входят в решающее противостояние в схватке за победу и жизнь. Классическая философия, оперирующая многоходовыми построениями в стремлении познать мир, проиграла простейшей концепции «мир – это то, чем я его вижу».

Епископ Беркли был несколько менее категоричен. Он утверждал, что мир – это то, что человек воспринимает, но оговаривался, что человек не властен над своим восприятием. Нельзя днем увидеть темноту по своему желанию, а значит, днем все же светло. Но это всего лишь логическая полумера. Потому что восприятие никак не связано с волевым усилием. И если кто-то все же увидит днем темноту, означает ли это, что днем действительно темно? Или у смотрящего повязка на глазах? Или он слеп? А может, он просто вышел из дома и увидел солнечное затмение? Любая критика его утверждения будет опираться на утверждение: «Но я вижу свет, а ты нет». То есть критик будет просто исходить из убеждения, что его мировосприятие по определению адекватно, а вот того, кто видит темноту, подводят зрение или рассудок. Не слишком убедительно. Можно, конечно, апеллировать к тому, что свет видят все, а темноту – только один. Но кто сказал, что большинство не может ошибаться? Коллективные психозы – далеко не редкость.

Читайте также:  Сон закутан в одеяле

То есть логика опять упирается в субъективность познания как ограничивающий фактор, и перешагнуть через это логическое препятствие уже нельзя.

Момент истины

Итак, истина по определению объективна. И по определению же мировосприятие субъективно. Следовательно, истины нет. Есть только убеждения разной степени аргументированности.

Любое утверждение глохнет и вязнет в следующем аргументе: «А реален ли мир вокруг? Существует ли он?» Рассчитанная траектория движения планеты истинна, потому что есть расчет и есть планета, которая оказывается в нужном времени и в нужном месте, достаточно посмотреть в телескоп и убедиться. Но существует ли эта планета и этот телескоп? Вот в чем вопрос.

Источник

Истина. Понятие истины.

Понятие истины. Истина и правда.

Понятие истины – сложно и противоречиво. У разных философов, в разных религиях оно свое. Первое определение истины дал Аристотель, и оно стало общепринятым: истина – это единство мышления и бытия. Расшифрую: если ты о чем-то думаешь, и твои мысли соответствуют действительности, то это истина.

Теории истины.

Как уже говорилось, теорий множество, в зависимости от философских школ и религий. Рассмотрим основные теории истины:

Критерии истины.

Критерии истины – это те параметры, которые помогают отличить истину от лжи или заблуждения.

В современном мире практика (как совокупность накопленного поколениями опыта, результаты различных экспериментов и результаты материального производства) – первый по значимости критерий истины.

Виды истины.

Виды истины – классификация, изобретенная некоторыми авторами школьных учебников по философии, основанная на их желании все классифицировать, разложить по полочкам и сделать общедоступным. Это мое личное, субъективное мнение, появившееся после изучения множества источников. Истина одна. Разбивать на виды ее – глупо, и противоречит теории любой философской школы или религиозного учения. Однако у истины есть разные аспекты (то, что некоторые рассматривают как «виды»). Вот их и рассмотрим.

Аспекты истины.

Открываем практически любой сайт-шпаргалку, созданный для помощи сдачи ЕГЭ по философии, обществознанию в разделе «Истина», и что мы увидим? Выделятся три основных аспекта истины: объективная (та, что не зависит от человека), абсолютная (доказанная наукой, либо аксиома) и относительная (истина только с одной какой-либо стороны). Определения верны, но рассмотрение этих аспектов – крайне поверхностное. Если не сказать – дилетантское.

Я бы выделил (основываясь на идеях Канта и Декарта, философии и религии и т.д.) четыре аспекта. Эти аспекты следует разделить по двум категориям, не сбрасывать все в одну кучу. Итак:

Объективная истина объективна по своей сути и не зависит от человека: Луна вращается вокруг Земли, и на этот факт мы не можем повлиять, но можем сделать объектом исследования.

Субъективная истина зависит от субъекта, то есть мы исследуем Луну и являемся субъектом, но если бы нас не было, то не было бы ни субъективной истины, ни объективной. Эта истина, напрямую зависящая от объективной.

Субъект и объект истины взаимосвязаны. Выходит, что субъективность и объективность – это грани одной и той же истины.

Абсолютная истина – истина, доказанная наукой и неподлежащая сомнению. Например, молекула состоит из атомов.

Относительная истина – то, что является истиной в определенный период истории или с определенной точки зрения. До конца XIX века атом считался наименьшей неделимой частью вещества, и это было истиной, пока ученые не открыли протоны, нейтроны и электроны. И в этот момент истина изменилась. А потом ученые открыли, что протоны и нейтроны состоят из кварков. Далее, думаю, можно не продолжать. Получается, что относительная истина какой-то период времени была абсолютной. Как убедили нас создатели «Секретных материалов», Истина где-то рядом. И все же где?

Приведу еще один пример. Увидев фотографию пирамиды Хеопса со спутника под определенным углом, можно утверждать, что это квадрат. А фото сделанное под определенным углом с поверхности Земли, убедит, что это треугольник. На самом же деле – это пирамида. Но с точки зрения двумерной геометрии (планиметрии), первые два утверждения – истина.

Таким образом, получается, что абсолютная и относительная истина так же взаимосвязаны, как и субъективная-объективная. Наконец-то, мы можем сделать вывод. У истины нет видов, она одна, но у нее есть аспекты, то есть то, что является истиной под разными углами рассмотрения.

Истина – сложное понятие, которое при этом остается единым и неделимым. И изучение, и осмысление этого термина на данном этапе человеком еще не завершено.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Советы экспертов и специалистов