Современная трактовка понятия науки

Интерпретация науки

Овчинников Олег Анатольевич, докторант Академии управления МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Статья посвящена проблемам современного отношения к науке как одному из видов деятельности человека. Подходы современного отношения науки анализируются через призму понимания ее Аристотелем и Бэконом, а также современных ученых. В заключение указываются выводы, основанные на выработанных подходах к указанной проблеме.

Ключевые слова: наука, исследование науки, науковедение, объект исследования.

Interpretation of science

The article is devoted to the problems of contemporary attitude to the science as one of the types of human activity. The approaches of contemporary attitude to the science are analyzed through the prism of understanding thereof by Aristotle, Bacon and contemporary scientists. The article makes conclusions based on the approaches worked out in relation to the said problem.

Key words: science, study of science, science of science, object of study.

Наука представляет собой весьма сложный и многогранный вид деятельности человека. Одновременно она является одной из форм общественного сознания, направленного на постоянное генерирование нового знания в результате особой специфической формы труда, и, соответственно, этот труд в целом определяется как научная деятельность.

Аристотель. Соч. Т. 1. М., 1975. С. 94.

Уже в эпоху Возрождения в результате развития промышленности и торговли, успехов в естествознании были созданы новые объективные основы для зарождения социально ориентированного философского исследования науки, а необходимость и неизбежность борьбы со схоластикой стимулировали этот процесс. Родоначальником такого исследования явился Фрэнсис Бэкон.

Бэкон Ф. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 11.

Следующий фактор, который Ф. Бэкон характеризует как причину величайшего значения, состоит в том, что «на протяжении тех самых времен, когда человеческий разум и научные занятия процветали в наиболее высокой степени или хотя бы посредственно, естественной философии уделялась малая доля человеческих трудов».

См.: Аристотель. Соч. Т. 1. Указ. соч. С. 67.

См.: Бэкон Ф. Соч. Т. 2. М., 1978. С. 53.

Цит. по кн.: Социология науки. Ростов н/Д, 1968. С. 17.
См.: Микулинский С.Р., Родный Н.И. Наука как предмет специального исследования // Вопросы философии. 1966. N 5.

Представленный спектр рассматриваемого понятия достаточно широк, и вместе с тем его можно дополнить. Например, организационными, управленческими, качественными или количественными аспектами, которые предлагал еще Ф. Бэкон. Однако простое перечисление различных аспектов не может раскрыть сущность науки и ее содержание.

Ключевский В.О. Письма. Дневники. Афоризм и мысли об истории. М., 1968. С. 303.

См.: Волков Г.Н. У колыбели науки. М., 1971. С. 200.

Источник

Что такое наука — ее виды и функции, признаки научного подхода

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Наука – это добывание истины, процесс трудный, кропотливый и одновременно интересный, захватывающий.

Научная сфера – одна из тех, где творческий потенциал человека раскрывается по максимуму: итогом этой деятельности становится внутреннее развитие самого исследователя и обогащение мира новым открытием.

Читайте также:  Сон вонь от меня

Посвятивший себя и свою жизнь науке, точно знает, что живет не зря. Поэтому сегодня мы рассмотрим, что это такое, зачем нужно (функции науки), ее виды и то, какой подход можно считать научным.

Наука — что это

В привычном понимании наука – это человеческая деятельность, направленная на познание окружающего мира, выражающееся в сборе и систематизации полученной информации.

Отсюда следует вывод, что именно знания представляют собой цель, средство и продукт науки. Добываются знания путем выдвижения гипотез и теорий, которые проверяются на предмет их истинности и ложности.

Еще одно определение науки звучит следующим образом:

наука – это постоянно развивающаяся совокупность результатов интеллектуального труда, полученных в рамках отдельных научных направлений или отраслей.

Интересно, что наука в широком смысле сама является предметом для изучения: этим занимается Науковедение.

Первые научные труды появились примерно 5 тысяч лет назад в тот момент, когда люди придумали письменность. То есть получили возможность сохранять знания, анализировать и передавать их другим.

Фактография, в свою очередь, породила историю. Дальнейший интерес человека к звездам, животным, устройству механизмов, явлениям природы способствовал появлению биологии, математики, астрономии и других научных течений, которые стали различать только после XVII века нашей эры.

До этого современные научные отрасли назывались писанием, ремеслом и другими примитивными словами.

Антиподом данного термина является псевдонаука – деятельность, которая только представляется научной, но не является таковой на самом деле. Лженауки возникают из-за недостатка научных знаний, как элемент юмора или как акт протеста официальным видам наук. Примерами здесь могут послужить нумерология, эзотерика (что это?), астрология, гомеопатия и другие.

Видео отлично поможет в подготовке, но все же я бы посоветовал вам прочить эту статью дальше, чтобы все встало на свои места.

Виды наук

Существуют различные виды науки: их первая классификация принадлежит Аристотелю, разделившему их на практические, теоретические и творческие.

В настоящий момент общепринятая классификация по видам выглядит следующим образом:

Функции науки

Функции науки – это определенные проявления, позитивным образом воздействующие на общественность.

В настоящий момент выделяют 5 основных функций:

Три кита науки

Чтобы глубже понять, что такое наука, нужно ознакомиться с ее структурой, представляющей собой 3 основания, без которых наука не является наукой.

Проще говоря, если вы хотите измерить температуру на улице или определить направление ветра, то облизанный палец, поднятый вверх, не будет считаться научным методом.

Шипение и бурление в пробирке воспринимаются ими, с научной точки зрения, как закономерная реакция на взаимодействие двух или нескольких реактивов. А если бы такой «фокус» увидел человек времен неолита, то принял бы происходящее за божественное проявление, так как его картина мира выстроена сквозь призму мифологического сознания.

Научное мировоззрение дает представления об объективной реальности, типах и взаимосвязей объектов, пространственно-временной структуре.

Научно или нет

И все же процент получения субъективных данных остается довольно высоким, так как человеческий фактор никто не отменял. В таком случае истинность добытой опытным путем информации сводится к нулю.

Например, в вашей голове возникло некоторое предположение – это гипотеза, которую хочется проверить. В это время у вас уже имеется мысленное представление результата, который вы желаете получить. После проверки на деле своей задумки выясняется, что итог несколько отличается от того, к которому вы стремились.

Читайте также:  Руны видеть во сне

Предвзятое отношение в данном случае проявится в том, что вы, как экспериментатор, проигнорируете мелкие несовпадения и возьмете за истинные данные те, которые для вас желанней и удобней. Такая наука – это, по сути, фальсификация знаний.

Говорить о нечестности в выше упомянутом случае можно будет в том случае, если вы начнете подгонять результаты опыта под нужные параметры, изображая полное подтверждение выдвинутой гипотезы.

Пример: совсем недавно группа психологов решила перепроверить научные работы своих коллег, опубликованные в течение последних десятилетий. В случайном порядке были выбраны 100 исследований и несколько независимых специалистов, которые пытались повторить описанные эксперименты, соблюдая прописанную методологию.

Каково же было удивление, когда обнаружилось, что почти 80% вновь полученных результатов не совпадали с теми, что были указаны в проверяемых докладах. Такой поворот событий изрядно подмочил репутации психологии, как науки. Однако, ученые замяли это дело, объяснив обнаруженный факт недостаточным уровнем знаний специалистов тех лет.

Такие действия ученых могут иметь весьма плачевные последствия. Часто бывает, что в итоге малограмотных исследований и притянутых за уши данных, создаются искусственные теории, которые претендуют на звание новой научной отрасли. Но сталкиваясь с критикой профессионалов, несостоятельные построения разлетаются на куски. Благодаря этому современная наука имеет достаточно прочную фундаментальную основу.

Признаки научного подхода

Наука и ее методология меняются со временем вследствие шагающего прогресса и усовершенствования знаний.

Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:

Научная методология дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире, не опускаться до мифического и иллюзорного мышления.

Источник

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально гуманитарные науки

Наука — одна из самых важных тем в модуле “Человек и общество”, поэтому ее стоит выучить как можно лучше. Сама по себе тема несложная для понимания и запоминания, поэтому давайте уже начинать!

Понятие науки

Наукаэто духовная деятельность, основной целью которой является производство истинных объективных знаний о природе, обществе и о самом познании.

Выделяют три основных ипостаси науки:

Внутренние законы науки

Функции современной науки

Выделяют три главные функции современной науки:

Виды наук

Науки делятся на следующие виды:

Кроме того, науки бывают: фундаментальными (теоретическими) и прикладными. Фундаментальные науки не ориентированы на практику, а лишь объясняют законы природы и общества. Прикладные же науки направлены на решение проблем: не только познавательных, но и практических.

Важнейшими социально-гуманитарными науками являются:

Понятие научного познания и его уровни

Научное познаниевид познавательной деятельности, направленный на получение истинных, объективных и обоснованных знаний.

Ранее мы уже затрагивали с вами тему познания, где рассказывалось об эмпирическом и рациональном познании. Так вот, у научного познания тоже есть два уровня: эмпирический (чувства) и теоретический. Дело в том, что рациональное познание присуще каждому человеку, а вот теория нужна, например, ученым. Безусловно, теоретическое знание тоже является рациональным, но в данном случае не просто рациональным, а еще и фундаментальным. Итак, выделяют два уровня познания:

Формы научного познания

Выделяют пять форм научного познания:

Методы научного познания

К эмпирическому уровню относятся следующие методы познания:

К теоретическому уровню относятся:

Со всеми этими методами мы уже с вами знакомы, так как разбирали их в теме, посвященной познанию.

Читайте также:  Рвота молоком во сне

Любой метод характеризуется двумя признаками: строгость и объективность.

Особенности научного познания

Теперь давайте перейдем к практике и посмотрим, какие примерно тестовые задания могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию. После решения нижеприведенных заданий, обязательно закрепите пройденный материал самостоятельно порешайте задания из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию на официальном сайте ФИПИ.

Рассмотрим примерные тестовые задания

«Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны

Правильный ответ: 134

Наука Объект науки
…. Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти
Правоведение Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права

Правильный ответ: политология

Примеры Функции науки
А) экологи предупредили об опасном живых организмов загрязнении вод Байкала 1) производственная
Б) Ученый разработали новую конструкцию истрибителя и организовали ее серийное производство 2) прогностическая
В) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы
Г) Поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара
Е) ученые-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата

Правильный ответ: 212121

Образование, его значимость для личности и общества

Понятие образования

Образованиеэто познавательная деятельность, направленная на приобретение новых знаний и навыков, а также их совершенствование.

Несомненно, образование играет важную роль в жизни современного общества. Оно разносторонне развивает человека и открывает перед ним перспективы личностного роста. В чем же заключается главная цель образования?

Цели образования делятся на три группы:

Иначе говоря, к основным целям образования можно отнести:

Пути получения образования

Образование можно получить несколькими способами:

Посещать занятия можно:

Функции образования

Наиболее важными функциями образования принято считать:

Система образования в России

Итак, давайте рассмотрим структуру российского образования:

Современные тенденции развития образования

Рассмотрим примерные тестовые задания

Пора переходить к практике. Ниже приведены несколько вариантов тестовых заданий, которые могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию. Не забудьте закрепить пройденный материал с помощью заданий из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию на официальном сайте ФИПИ.

«Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово «словосочетание»

Система образования, образовательные учреждения, цели образования, функции образования в обществе, образовательные программы.»

Правильный ответ: система образования

«В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.

Правильный ответ: 235

Проявление Тененция образования
А) увеличение числа учебных часов (такие дисциплины как экономика и право) 1) гуманизация
Б) принятие решения о внедрении и образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам 2) гуманитаризация
В) расширение программ совместного бакалавриата с иностранными вузами 3)интернационализация
Г) создание условий обучения для людей с ограниченными физическими возможностями
Д) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании

Правильный ответ: 21313

«Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны

Источник

Поделиться с друзьями
Советы экспертов и специалистов