Современная трактовка понятия обучение

Содержание

научная статья по теме СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАНИЕ» И «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС» Экономика и экономические науки

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ТРАКТОВКИ ПОНЯТИЙ «ОБРАЗОВАНИЕ» И «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС»»

Современные трактовки понятий «образование» и «образовательный процесс»

ассистент кафедры бизнес-информатики и математики, Тюменский государственный нефтегазовый университет (625000, Россия, г. Тюмень, ул. Володарского, 38; e-mail: linvika@yandex.ru)

Аннотация. Качество и содержание образования являются сегодня фактором развития национальной экономики. Приведены различные научные и практические подходы к пониманию образования и образовательного процесса. Разнообразие современных трактовок показывает, что указанные понятия изучаются как система, как процесс, как деятельность и как взаимодействие.

Abstract. The quality and content of education is a factor of national economic development. Summarizes the various scientific and practical approaches to understanding education and the educational process. The variety of contemporary interpretations shows that these concepts are studied as a system, as a process, as an activity and as an interaction.

Ключевые слова: образование, социум, образовательный процесс, профессиональное образование.

Keywords: education, society, the educational process, vocational education.

Настоящий этап развития человеческого общества идентифицируется как постиндустриальный, информационный, базирующийся в первую очередь на экономике знаний, а не ресурсов. Характерными чертами информационного общества является высокая доля занятости трудоспособного населения в информационно-технологической сфере деятельности, существенный рост доли валового продукта национальных экономик, получаемой за счет использования наукоемких и информационных технологий, «быстрый темп роста индустрии знаний, которая расширяет свои объемы за счет увеличения в ее составе людей и ресурсов» [8].

В этих обстоятельствах факторы качественного образования и эффективного образовательного процесса в обществе становятся важнейшими составляющими современной экономики и предпринимательства, поскольку прямо оказывают влияние на уровень человеческого капитала, а значит и на конкурентоспособность как отдельной бизнес-единицы, так и в целом национального экономического хозяйства. По меткому выражению классика экономической мысли А. Смита, людей, которые получили хорошее образование за счет большого труда, можно сравнить с дорогой машиной.

семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [19].

В научной литературе внимание исследователей акцентируется на различных характеристиках явления и особенностях понятия, однако в большинстве случаев отмечается его фундаментальная роль в жизнедеятельности общества.

«Образование является мощным фактором социально-экономического прогресса, поскольку способствует становлению творческого потенциала личности, распространению передовых научных идей, воплощение их в знаниях, умениях и навыках каждого члена социума» [9].

Ж.Т. Тощенко подчеркивал, что образование является объектом и предметом исследования для многих наук, таких как педагогика, психология, философия, история, экономика, социология. Каждая из них исследует наиболее специфичную для себя область образования [18]. Социология, в частности, нацелена на изучение ценностей образования, на учет ориентиров родителей и детей, на их реакцию по внедрению новых форм образования, на исследование разных форм и методов образования, его преемственности, то есть системы социальных взаимодействий, направленных на формирование и развитие общечеловеческих и общекультурных ценностей.

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 9, Nom. 4-2

Мацкевич В. В. трактует образование как функцию социума, обеспечивающую воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности, осуществляемую специальным социальным институтом через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях в социальных отношениях сменяющимися поколениями людей [10]. В рамках этой общей функции он выделяет несколько отдельных направлений, таких как становление базы и основ культуры, подготовка кадров, обучение, воспитание, обеспечение грамотности. Образование, следовательно, реализуется как общественная деятельность, ответственным субъектом которой является каждый человек, что обуславливает прогрессивное развитие человечества.

Ю.Г. Волков с соавторами рассматривают образование как один из аспектов многостороннего процесса социализации, с помощью которого индивид приобретает модели поведения, необходимые ему для эффективного участия в жизни общества [4].

Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе [3].

К содержательным характеристикам категории образования социологи, как правило, относят [1]:

• во-первых, социальный институт, который представляет собой систему статусов, норм, ценностей, социальных организаций (т.е. школ, университетов, академий), отвечающих за передачу новым поколениям накопленного человеческого опыта;

• во-вторых, целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах государства, общества и личности;

• в-третьих, элемент духовного производства, который представляет собой основной фактор движения и распределения знаний.

Большой энциклопедический словарь определяет «образование» как процесс развития и саморазвития личности, связанного с овладением социально значимого опыта человечества, воплощенного в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально ценностном отношении к миру [2].

Представляется, таким образом, что систему образования, относящуюся к важнейшим социальным институтам, с функциональной точки зрения правомерно включить в число структур, имеющих четкую социальную направленность, благодаря которой в рамках образовательной среды люди развивают качества, необходимые для успешного функционирования в обществе, в котором они живут. Следовательно, образование обеспечивает преемственность культуры и развитие личности.

По определению, принятому ЮНЕСКО, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает социальной зрелости и индивидуального роста [15].

Читайте также:  Сатана звал во сне

Отсюда можно определить, что образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции, выступая важнейшим фактором развития как в целом общества, так и отдельных его компонентов жизнедеятельности. В процессе образования человек осваивает культурные ценности, социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. Образование проявляет себя как практика социализации человека

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник

Обучение

Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение — вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Основанием для организации обучения является изготовленный в звене учения (и в звене обучения) продукт ученика, в котором отсутствуют необходимое качество и количество содержания, представленного в учебном материале. Если такого продукта ученика нет, то невозможно организовать и деятельность обучения.

Деятельность обучения считается завершенной, а цель ее достигнутой, если количество и качество учебного материала в повторно изготовленном продукте ученика будут соответствовать цели обучения или составлять должный уровень (средний, эталонный, возможный), представленный в цели обучения.

Содержание

Формулировки понятия «обучение»

Ниже представлены 11 высказываний об обучении, которые расположены во временном порядке опубликования содержащих их материалов и охватывают 30-летний период с 1954 по 1984 год.

В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие.

Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах в педагогической теории.

Проблема определения сущности обучения

Выявление сущности обучения — основополагающий вопрос дидактики. Если дидактика претендует быть наукой, то остальные дидактические понятия должны быть производными от сущности обучения.
«Если рассматривать обучение как вид познавательной деятельности, то обучение надо организовать по способам познавательной деятельности. Если обучение есть трансляция культуры, значит, его надо организовать на основе механизмов трансляции культуры. Если обучение является общением, организованным особым образом, то надо организовать обучение так, как происходит общение между людьми». [12]
Важно не просто дать какое-нибудь определение обучению, а так определить его сущность, чтобы наиболее точно ухватить специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики.

Обучение — это познание или общение?

Почему при понимании обучения происходит подмена общения познанием?

В ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности:

Уровни структурной организации обучения

Системный подход предполагает рассматривать сложные объекты как иерархически организованные, каждый уровень которого является элементом системы более высокого порядка. Например, в биологии выделяют структурные уровни жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
Обучение как система тоже имеет сложную структурную организацию.

Обучение как сложная система имеет четыре уровня (масштаба) своей структурной организации [17] :

На каждом уровне выделяются свои элементы и ведущие понятия.

Как учить без зубрёжки?

Как учиться без зубрежки? [18] — этим вопросом задаются многие и статья об этом может дать ответ на этот вопрос.

Непедагогические трактовки обучения

Обуче́ние (в теории искусственного интеллекта) — обучение трактуется как процесс, при котором адаптивная система (например, искусственная нейронная сеть), совершенствует свои параметры под действием внешнего окружения. [20] Также под обучением может пониматься обучаемость адаптивных систем. [21] [22]

См. также

Другие категории педагогики:

Стратагеменое обучение

Примечания

Смотреть что такое «Обучение» в других словарях:

ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить обучать и обучаться. «…Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс…» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное … Толковый словарь Ушакова

обучение — См … Словарь синонимов

обучение — процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта, организация формирования знаний, умений, навыков. Проблема О. рассматривается не только в педагогической психологии (наряду с вопросами психологии воспитания), но и в общей,… … Большая психологическая энциклопедия

ОБУЧЕНИЕ — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками. Цели О. могут быть достигнуты при соблюдении дидактических принципов: научности, проблемности, наглядности, доступности,… … Российская энциклопедия по охране труда

ОБУЧЕНИЕ — в психологии процесс целенаправленной передачи общественно исторического опыта. Обучение основывается на запоминании; теории запоминания издавна опирались на опыт обучения и на вытекающие из него телесно психические процессы. Легче и лучше всего… … Философская энциклопедия

ОБУЧЕНИЕ — ОБУЧЕНИЕ. Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

обучение — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] обучение В кибернетике и общей теории систем — накопление системой опыта в результате многократных воздействий на нее и корректировки ее реакций на эти воздействия.… … Справочник технического переводчика

ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь

ОБУЧЕНИЕ — см. учить. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ОБУЧЕНИЕ — (научение) у животных, изменения (краткосрочные или долговременные) в поведении, обусловленные индивидуальным опытом. Прошлый опыт фиксируется в ЦНС в виде следов памяти (энграмм) и может быть использован в дальнейшем. Одна из разновидностей О.… … Биологический энциклопедический словарь

ОБУЧЕНИЕ — англ. learning/teaching/training; нем. Ausbildung. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов профессионалов. см … Энциклопедия социологии

Читайте также:  Сон видеть убийство кровь

Источник

Что такое обучение. Основные понятия

Каждая наука пользуется своими понятиями. Определенные понятия существуют и в педагогике. К таким понятиям относятся обучение, воспитание, образование и педагогический процесс.

Обучение – это:

1) специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями;

2) пробуждение и удовлетворение познавательной активности человека путем его приобщения к общим и профессиональным знаниям, способам их получения, сохранения и применения в личной практике;

3) целенаправленное влияние на развитие информационно-операционной сферы человека;

4) двусторонний процесс, осуществляемый учителем (преподавание) и учащимся (учение).

Процесс обучения (или учебный процесс) включает большое количество разнообразных связей и отношений, множество факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений данного понятия.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение» или «процесс обучения» понимается преподавание. В начале ХХ века в понятие обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента – преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение – как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли свое отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся. Важно отметить, что уточнение самого понятия обучения очень необходимо. Дело в том, что если за основу обучения взять, например, передачу и усвоение знаний, то в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты. Но в таком случае будут упущены другие немаловажные стороны данного процесса обучения.

Современные требования к процессу обучения таковы, что сегодня школа должна научить человека мыслить, развить его во всех отношениях. В связи с этим обучение будет иметь следующие характеристики:

– совместная деятельность учителей и учащихся;

– руководство со стороны учителя;

– специальная планомерная организация и управление;

– целостность и единство;

– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

– управление развитием и воспитанием учащихся.

Цели обучения определяются потребностями и возможностями общества. Сегодня современному российскому обществу необходим новый тип отношений, а особенно в высшей школе, где главными составляющими этих отношений выступают нравственная оценка знаний, интеллектуальная установка, инициатива, общение на равных, уважение, ответственность и компромисс.

Обучение – это процесс очень сложный и важный. И от того как выстроится учебная деятельность, будет зависеть успех обучения в целом.

Учебная деятельность – это двусторонний процесс, в котором идеальная личность педагога взаимодействует с идеальной личностью учащегося. Однако в действительности чаще всего мы имеем дело с тем, что преподаватель вуза сталкивается со студентом, который не хочет и не любит учиться и относится к обучению в вузе как к «каторжным работам». Такое отношение сложилось вследствие безответственного отношения к учебе со стороны учащегося. Дело в том, что привычная система образования в школе требовала от учителей и классных руководителей ответственного отношения за обучение учащихся, при этом снижая ответственность за учебу самих учеников. Такое неумение учиться переносится и на вузовскую подготовку. Сложившийся стереотип безответственного отношения к учебе не позволяет студентам брать на себя ответственность за свое обучение в институте, что создает массу проблем как для самого студента, так и для преподавателя.

В зависимости от целей, обучение имеет свою специфику, в связи с чем можно выделить определенные виды обучения:

обучение включенное – специально организуемая и планируемая учебная деятельность, направленная на получение практического результата, а необходимые для этого знания усваиваются попутно;

обучение дистанционное – образовательная технология, при которой каждый человек, проживающий в любом месте, получает возможность изучить программу любого колледжа или вуза. Реализация этой цели обеспечивается богатейшим набором современных информационных технологий: научная и методическая литература, компьютерная база, семинары, консультации преподавателей и пр. Дистанционное обучение позволяет получить образование без отрыва от основной деятельности, а также позволяет не выезжать на сессии, а значит, увеличивает возможность получения образования в самых отдаленных районах России;

обучение интегрированное – совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних;

обучение контекстное – обучение, в котором соединяются предметное и социальное содержание будущего профессионального труда и тем самым обеспечиваются условия перевода учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста;

обучение политехническое – обучение, ориентированное на усвоение учащимися общенаучных принципов современного производства, овладение практическими приемами и навыками обращения с техническими средствами производства и орудиями труда и формирование способности ориентироваться в современной технике и технологии, в тенденциях их развития;

обучение проблемное – активное развивающее обучение, основанное на организации поисковой деятельности обучаемых, на выявлении и разрешении ими реальных жизненных или учебных противоречий. Возможны три уровня проблемности в учебном процессе: проблемное изложение, частично-поисковый и исследовательский;

обучение программированное – один из видов обучения, осуществляемый по заранее составленной обучающей программе, которая реализуется обычно с помощью программированных (электронных) учебников и обучающих машин;

обучение развивающее – ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Главная цель развивающего обучения – подготовить учащихся к самостоятельному усвоению знаний, поиску истины, а также к независимости в повседневной жизни: «способности жить своим умом». Основой такого обучения является продуктивная деятельность учащихся, осуществляемая в «зоне ближайшего развития».

Чтобы познать все тонкости процесса обучения, существует целая наука, которая затрагивает проблемы и особенности процесса обучения, – это дидактика. Дидактика (от греч. получающий и изучающий) – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога В. Ратке (1571–1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и Я. А. Коменский. В начале XIX века немецкий педагог И. Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратке остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем чему учить и как учить. Современная наука интенсивно исследует также проблемы когда, где, кого и зачем учить.

Читайте также:  Сон для детей книга

Основными категориями дидактики являются преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды и формы, методы, средства и результаты обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения. Отсюда получаем краткое и емкое определение дидактики: дидактика – наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах. Однако ведущими понятиями дидактики являются:

преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний;

учение – процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные;

обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Обучение строится согласно дидактическим принципам, которые придают характер системности, делают обучение целенаправленным и организованным процессом.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 9116 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Содержание обучения

Что такое процесс обучения

Обучение — это целенаправленный, социально обусловленный процесс взаимодействия преподавателя и учащихся, в ходе которого происходит освоение знаний, формирование умений и навыков.

Процесс обучения подразумевает передачу социального опыта от знающего преподавателя и его усвоение учениками. Он составляет сущность образования и средство его получения. В социальном опыте каждой эпохи есть основа, которую нужно передать всем и все должны ее освоить. Это могут быть основы познавательной или практической деятельности. Содержание обучения, его методы и сущность зависят от целей и запросов общества. Педагогика как наука отображает уровень осмысления и понимания обществом данных целей, которые она выдвигает учебным заведениям.

Процесс обучения нужно отличать от учебного процесса. Последний является обобщенным вариантом движения обучения при определенных условиях.

Содержание обучения — это система научных знаний, навыков и практических умений, нравственно-этические и мировоззренческие идеи, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Процесс обучения имеет начало и конец. Процесс обучения является набором сменяющих друг друга актов обучения, в ходе которых происходит изменение деятельности преподавателя, учащихся и их личностных качеств. Содержание образования, средства и методы обучения принимают участие в смене актов обучения.

Актами обучения могут быть:

Понятие и сущность в современной системе образования

Обучение представляет собой организованное взаимодействие субъектов познавательной деятельности для освоения учащимися основ социального опыта, накопленного человечеством в различных областях науки.

Осуществляется обучение с целью развития интеллектуальной, чувственно-волевой сфер жизнедеятельности учеников, воспитание потребности в самообразовании и самовоспитании.

Процесс обучения является частью более широкого процесса воспитания. Цель процесса воспитания — гармоническое и всестороннее развитие личности учащегося.

Процесс обучения выполняет такие функции:

Задачами обучения являются:

Содержание процесса обучения

В содержании заложены основы развития будущей личности, потому оно должно быть научно обоснованным. На определение содержания может влиять ряд факторов.

И. Харламов определяет 7 компонентов структуры обучения:

Теории

В пределах истории развития подходов к интерпретации содержания обучения были сформированы 3 основные теории:

Формальное образование

Авторы — Дж. Локк, И. Кант, Г. Песталоцци.

Основа — рационалистическая философия. Разум — главный источник знаний.

Нужно развивать разум и его способности, а не овладевать фактическими знаниями. Идеальный способ развития разума — изучение классических языков. Формальное образование повлияло на формирование классического гуманитарного образования. Используется в современных грамматических школах Англии.

Критиковал формалистов Т. Гексли за то, что не дают учащимся прочных знаний. Э. Торндайк подчеркивал, что результаты обучения в рамках одного предмета невозможно применить для другого.

Материальное образование («дидактический материализм»)

Основа — философия эмпиризма-утилитаризма.

Представители: Г. Спенсер, сторонники реального образования XIX века, сторонники прагматической педагогики XX века.

Опирались на работы Дж. Мильтона, И. Базедова, А. Коменского.

Главное в образовании — полезные фактические знания, которые приобретались из реального опыта и которые возможно применить на практике. Особое внимание — развитие памяти, воображения. Познание вне опыта невозможно.

Основные черты — многопредметность, слабая связь между дисциплинами, перегруженность.

Прагматистская теория

Автор — философ-прагматист Дж. Дьюи.

Критиковал материальную и формальную теории. Его теория носит название дидактического утилитаризма. Основа образования — организация практической деятельности учащихся. Детей нужно развивать не только интеллектуально, но и духовно, обращая внимание на их способности, вырабатывая в них навыки и умения. Практическая и познавательная деятельность происходят путем решения детьми практических задач и проблем, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни. Составление наперед четких и прописанных программ не допускается, содержание обучения определяется из опыта учащегося, его определения количества и качества обучения.

Деланье — основной метод обучения. По мнению И. Адлера и Дж. Бруннера, теория оказала свою несостоятельность и затормозила развитие американского образования.

Теория проектного обучения

Автор — ученик Дьюи — У. Килпатрик.

Время — 20-е года ХХ в.

Основа — интересы учащихся.

В зависимости от желания и интересов учеников преподаватель проектирует решение задачи. В рамках решения отдельной задачи происходит обучение конкретным навыкам и приобретения практических знаний — обучение рисованию, счету, чтению, письму. Система применялась в рамках советского образования как метод проектов в 20-тых годах ХХ века. Оказалась несостоятельной и была отменена.

К. Ушинский, критикуя формальное и материальное образование, в своих роботах утвердил формулу взаимозависимости и единства формального и материального образования.

Эволюционные теории

К эволюционным теориям, которые повлияли на развитие осмысления содержания образования, причисляют:

Современная педагогика являет собой единство формального и материального образования.

Источники

В соответствии с работами Лернера, Краевского и М. Скаткина, источниками содержания обучения являются:

Для того, чтобы определить наиболее существенные знания и опыт используется ряд факторов:

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Советы экспертов и специалистов