Современное толкование древнегреческих мифов

«Античная мифология в современной жизни»

В современном мире, на телевидении, в СМИ и даже в быту мы употребляем крылатые выражения, фразеологические обороты, порой не понимая их истинного значения, тем самым делая ошибки. И чтоб этого не было, чтобы правильно употреблять такие выражения в речи, мы должны знать их происхождение и значение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение Кодинская средняя образовательная школа

(п.Кодино Архангельской обл.)

Проектная работа по литературе «Античная мифология в современной жизни»

Работу выполнили ученики

Отражение имен мифологических божеств, героев, чудищ в современном языке. 5-9

Имена богов, давшие новые слова. 5-7

Имена богов, чудовищ, используемые современном языке в переносном значении. 7-9

Имена мифологических чудищ сегодня также используются как нарицательные. 9

Крылатые выражения и фразеологизмы Античности. 10-20

Крылатые выражения и фразеологизмы, связанные с именами античных богов. 10-11

Крылатые выражения и фразеологизмы, связанные с именами античных героев. 11-13

Крылатые выражения и фразеологизмы, связанные с именами античных

Крылатые выражения и фразеологизмы, связанные с различными предметами. 13-17

Крылатые выражения и фразеологизмы, связанные с реально жившими людьми. 17-19

Крылатые выражения и фразеологизмы, связанные с искусством. 19-20

Отражение мифологии в именах и фамилиях. 21-22

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена…

Искусство слова помогает нам проникнуть в тайны человеческого характера, взаимоотношений между людьми, понять чувства и мысли собеседника, смысл и суть не только современных произведений, но и текстов глубокой древности. А ведь многие слова пришли в наш современный язык именно из древности, из мифологии. Издавна мифология является тем живительным источником для нашего языка, который порой мы не замечаем. Часто не видим, что пьем чистейшие капельки-слова из этого огромного источника мифологии. Мы просто их употребляем, никогда не задумываясь об их происхождении и значении. А оказывается, это так интересно, когда узнаешь, что обозначает данный образ, откуда он произошел, т.е. узнаешь его суть и историю.

Актуальность: в современном мире, на телевидении, в СМИ и даже в быту мы употребляем крылатые выражения, фразеологические обороты, порой не понимая их истинного значения, тем самым делая ошибки. И чтоб этого не было, чтобы правильно употреблять такие выражения в речи, мы должны знать их происхождение и значение.

На уроках русского языка и литературы мы изучали мифы, и оказалось, что многие слова, образы, выражения мы используем в своей речи до сих пор. Мне захотелось узнать, какие же еще образы и выражения пришли из мифологии в современный русский язык.

Предметом своего исследования я выбрал античную мифологию, лежащую в основе великого храма Искусств.

Цель: выявление и объяснение некоторых слов, оборотов речи, образных выражений, перешедших в наш язык из далекой древности, исследование и истолкование их происхождения ( этимология ).

Объект исследования: лексика русского языка.

Методы исследования: анализ и сравнение, классификация.

Гипотеза: в современном языке используются мифологические образы, крылатые выражения, но не несут в себе своего исконного значения.

Искусство (живопись, скульптура, музыка, поэзия и т. п.) — тончайшая и ярчайшая связующая нить между эпохами. Культура народов глубокая, древняя, символичная, и чтобы понять ее, необходимо изучать первоисточники, литературу, раскрывающую суть определенной темы. Нами были прочитаны несколько источников по теме «Мифология».

Одной из самых запоминающихся является книга «Античная мифология» – книга трудной судьбы. Она создавалась перед войной, в 30-е гг. Алексеем Федоровичем Лосевым, выдающимся отечественным философом и филологом, ученым поистине энциклопедических знаний. Несмотря на суровое время, а может быть, и благодаря ему, молодой ученый целиком отдался исследовательским трудам, которые вели к истокам и корням современной культуры, а именно были обращены к античному, греко-римскому миру. Кроме этого источника мною были рассмотрены словари, справочники, статьи из журналов и газет. Все они без исключения помогли раскрыть тему моей работы, обогатили знаниями в различных областях науки (русский язык, литература, география, биология, химия и др.).

Отражение имен мифологических божеств, героев, чудищ в современном языке.

Без знания мифологии невозможно понять многие произведения живописи, скульптуры, литературы. Язык мифов давно проник в нашу речь.

Имена первых греческих божеств вошли во многие языки.

Имена богов, давшие новые слова.

Никта д ала название музыкальной форме ноктюрн («ночное произведение»), да и русское слово ночь имеет тот же корень.

Гипнос – бог сна – сегодня существуют слова гипноз, гипнотический.

Богиня Веста является символом безбрачия. В Риме ей посвящали отдельные специальные залы, где хранили священный огонь как символ государственной надежности. В частных домах Рима Весте посвящались входные помещения, которые стали называться « вестибулами ». Отсюда произошло современное слово « вестибюль ».

Деметра была богиней плодородия и земледелия. Ее имя переводится как «мать- Земля» или «мать зерна». Другими ее именами были Хлоя (зелень, посев), Карпофора (дарительница плодов), Сито (хлеб, мука). Последнее ее имя стало названием предмета домашней утвари, через которое просеивают муку.

Имена богов, чудовищ, используемые современном языке в переносном значении.

Ураном названа одна из планет солнечной системы и радиоактивный химический элемент.

Мегера – одна из богинь мести и проклятия, самая страшная из трех – сегодня так называют злую женщину.

Имена мифологических чудищ сегодня также используются как нарицательные.

Цербером называют любого свирепого стражника. Гидрой – что-то отвратительное, борьба с которым требует много сил и времени. Химерой – несбыточную и странную мечту, плод пустой фантазии. Сфинксом называют что-то загадочное, таинственное.

Гарпии были враждебны людям, это полуженщины- полуптицы. Сегодня гарпиями называют одну из пород семейства ястребиных (хищников), а в переносном смысле – злых и скандальных женщин.

Нами была составлена таблица «Отражение мифологических образов (боги, герои, мифологические существа) в современном языке» (Приложение №1), в которой мы обобщили полученные сведения по теме нашей работы.

Крылатые выражения и фразеологизмы Античности.

Кроме мифологических образов в современный язык пришли и крылатые выражения, фразеологизмы. Употребляя мифологические выражения, мы делаем свою речь образной, яркой. Лаконизм афоризмов служит украшением нашего разговорного языка. И их тоже большое множество. Те выражения, которые мы нашли, разбили на группы.

2. слово происходит от древнего имени Земли – Тита и означает «дети Земли».

Сегодня мы именуем титанами великих людей, художников, писателей, ученых.

Одним из самых знаменитых страдальцев стал сын Зевса Тантал. Его наказание, вошедшее в современный язык на правах крылатого выражения, заключалось в том, что Тантал мучился жаждой и голодом, стоя по горло в прозрачной воде пол свисающими над его головой плодами. Ни до воды, ни до плодов он не мог дотянуться. Позже к этим мукам добавился еще и страх быть раздавленным нависающей качающейся скалой. Это стало называться « танталовыми муками ».

Рядом с Танталом нес наказание другой мифический преступник – Сизиф. Со страшным трудом вкатывал он тяжелый камень на вершину горы, но каждый раз в самом конце пути камень подскакивал и катился вниз. И Сизиф начинал свой путь снова. Невыносимые страдания причинялись ему не только тяжестью работы, сколько сознанием ее полной бесполезности. Выражения « сизифов труд», «сизифов камень » в наши дни тоже стали нарицательными.

В римской мифологии Янус первоначально был главным богом, который имел два лица. « Двуликим Янусом » называют лицемера, двуличного человека.

Выражение « ахиллесова пята » означает слабое, уязвимое место. Мать Ахилла, смелого и сильного воина, морская богиня Фетида, окунула новорожденного в священную реку Стикс. Это сделало его неуязвимым. Но пятка, за которую держала мать, осталась неомытой. Стрела Париса поразила его именно туда и смертельно ранила.

Читайте также:  Сон деньги в двери

«Авгиевы конюшни» – Из буквального словосочетания Авгиевы конюшни, т.е. громадные конюшни Авгия, царя Элиды. По мифу, эти конюшни, которые не убирались 30 лет, Геркулес очистил в один день, направив через них воды бурной реки Алфей. В Древней Греции жил царь Авгий. Он был страстным любителем лошадей. Три тысячи коней стояли в его конюшнях. Однако стойла их не чистились целых тридцать лет и по самые крыши заросли навозом.
По счастью, на службу к царю Авгию поступил легендарный силач Геракл (у римлян он звался Геркулесом), которому царь и поручил очистить конюшни, ибо не под силу это было сделать никому другому.
Геракл был не только могуч, но и умен. Он отвел в ворота конюшен реку, и бурный поток вымыл оттуда всю грязь.
Выражение « авгиевы конюшни » мы употребляем, когда хотим сказать о крайней запущенности, загрязненности.

Фразеологизм «Менторский тон»

Ментор – именно так звали друга древнегреческого героя Одиссея, которому, зная его рассудительность и ум, Одиссей поручил воспитание сына Телемаха, уходя на Троянскую войну.
В обыденной речи слово «ментор» – синоним наставника, руководителя. Его обычно употребляют с оттенком неприязни, называя так надоедливого и чрезмерно педантичного советчика. « Менторский тон » – высокомерная, наставническая интонация речи.

Пегас сделался конем муз, а более позднее представление сделало его и конем поэтов (самим грекам такое представление было чуждо). Отсюда и возникло образное выражение « оседлать Пегаса », что значит: сделаться поэтом, заговорить стихами.

Повеление отца исполнили все, кроме одной из сестер. Прекрасная Гипермнестра искренне полюбила красавца Линкея и не смогла лишить его жизни.
Преступление, совершенное Данаидами, разгневало Богов, и они жестоко покарали провинившихся. В ужасном Тартаре их ждало страшное проклятие – сестры навечно обречены наливать воду в бездонную бочку, пытаясь наполнить ее.

Фразеологизм “Внести свою лепту”

Греческое слово «лептос» означало: маленький, тонкий. « Лепта » – это самая мелкая древняя монета.
В одной из притч Евангелия рассказывается о бедной вдове, которая во время сбора пожертвований в храме положила в жертвенную чашу все, что у нее было, – две жалкие лепты. В притче говорится, что Богу эти лепты вдовы были приятнее богатых даров знатных людей.
« Лепты вдовицы » – это всякий скромный, на преподнесенный от чистого сердца дар. Выражение « внести свою лепту » означает: сделать небольшой, но искренний вклад в общее дело.

Фразеологизм “Геркулесовы столбы”

О человеке, который несет чушь и ахинею, часто говорят, что он договорился прямо до самых геркулесовых столбов. Ну, пусть человек несет глупости, однако как сюда вплели и Геркулеса? Древние греки считали, что там, где находится самый край света и бесконечный океан открывается взору, стоят два громадных столба (их еще называют столпами по древнему наречию). Именно Геркулес во время своего путешествия и установил их, при этом они означали только одно – дальнейшей дороги нет, поэтому и не следует даже рисковать простому человеку.
Что касается сегодняшнего дня, то, действительно, данные столпы существуют и имеют собственные названия: Сеута и Гибралтар, при этом люди спокойно плавают между ними в любом направлении и ничего не происходит. В древности именно они были окончанием земли, и выходить дальше их – значит покончить с собой.

Фразеологизм “Дамоклов меч”

Однажды Дионисий решил проучить Дамокла. Во время пира он приказал слугам возвести Дамокла на трон, оказывать ему царские почести. Дамокл готов был прыгать от восторга. Но вот он поднял глаза вверх и замер: прямо над его головой острием вниз висел тяжелый меч, подвешенный на тонком конском волоске. Каждую минуту он мог сорваться прямо на голову Дамокла.

— Ну что теперь скажешь, Дамокл? — спросил тиран. — Спокоен ли я на своем троне?

С тех пор выражение « дамоклов меч» произносят, когда идет речь о нависшей опасности, которая может обрушиться в любую минуту.

Давным-давно, когда боги вершили судьбы людей на Олимпе, в Аттике орудовал злой разбойник Прокруст. Он был известен также под именами Полипембн, Дамаст, Прокопт. Разбойник подстерегал путников на дороге между Афинами и Мегарой и путем обмана заманивал к себе домой. Для гостей у него дома было изготовлено два ложа.
Одно большое ложе, второе маленькое. На большое ложе Прокруст укладывал небольших ростом людей и чтобы путник точно соответствовал размеру кровати, бил их молотом и растягивал суставы.
А на маленькое ложе укладывал высоких ростом людей. Не помещающиеся части тела он обрубал топором. Вскоре, за свои злодеяния Прокрусту пришлось лечь на свое ложе самому. Греческий герой Тесей, победив разбойника, поступил с ним также, как тот поступал со своими пленными.
Выражение «прокрустово ложе» означает желание подогнать что-либо под жесткие рамки или искусственную мерку, иногда жертвуя ради этого чем-нибудь существенным.
Иносказательно: искусственная мерка, формальный шаблон, под который насильственно подгоняют реальную жизнь, творчество, идеи и пр.

В древнегреческом мифе о Пандоре говорится, что некогда люди жили не зная никаких несчастий, болезней и старости, пока Прометеи не похитил у богов огонь. За это разгневанный Зевс послал на землю красивую женщину — Пандору. Она получила от Зевса ларец, в котором были заперты все человеческие несчастья. Пандора, подстрекаемая
любопытством, открыла ларец и рассыпала все несчастья.
Выражение « ящик Пандоры» имеет значение: источник несчастий, великих бедствий.

Фразеологизм “Нить жизни”

У многих древних народом было поверье, что жизнь человека и судьба в целом связана с некой загадочной нитью, которую в каком-то таинственном месте этого мира прядут богини, владеющие судьбами всех и каждого. Чаще всего это было три очень старых злых старухи: в римской мифологии их называли Парками, в греческой Мойрами, а в поверьях германских племен они были известны как Норн.
Считалось, что первая старуха прядет эту нить жизни, вторая – записывает в свою книгу все, что случиться с человеком, а третья – ждет того времени, когда надо будет оборвать эту нить, а следовательно и саму жизнь.
Отголоски этих мифов звучат и сейчас, когда мы говорим: «преждевременно оборвалась его жизнь», «это ему было на роду написано», « оборвалась нить его жизни », все эти выражения так или иначе связаны с древними верованиями наших предков.
Кстати, сходные взгляды о предопределенности человеческой судьбы имеются также и в магометанской религии. По ее учению есть на небесах
ангел смерти Азраил, перед которым лежит огромная раскрытая книга судеб. Непрестанно записывает он в нее имена тех, кто должен быть рожден, а также вычеркивает имена всех тех, кто прожил положенный ему срок. И тот, кто был вычеркнут, немедленно умирает.

« Нить Ариадны » спасла Тесея, показав ему выход из лабиринта минотавра. В переносном смысле – это путеводная нить, дающая человеку возможность выйти из трудного положения.

Очень часто встречается выражение « олимпийское спокойствие ». Так говорят про человека, при любых обстоятельствах сохраняющего величественное спокойствие.

Причину ссоры, распри часто называют « яблоком раздора ». Богиня раздора Эрида подкинула гостям на пиршественный стол золотое яблоко. На нем значилось одно слово – «прекраснейшей». Богини Гера. Афина и Афродита заспорили. Троянский царевич Парис вручил яблоко Афродите, богине любви и красоты.

Легендарный царь Фридий Гордий, став царем, выстроил город. А телегу, на которой он приехал, привязал в храме сложнейшим узлом. Тот, кто распутал бы узел, стал бы повелителем всей Азии. Многие пробовали развязать, но безуспешно. Александр Македонский после своих попыток рассек гордиев узел мечом. Выражение « разрубить гордиев узел » означает «разрешить какое-то сложное и запутанное дело быстрым и насильственным способом».

Читайте также:  Сильные заговоры на сон

6. Крылатые выражения и фразеологизмы, связанные с искусством.

Фразеологизм “Дифирамбы петь”. Во времена древних греков дифирамбами называли хвалебные песни, исполнявшиеся, чтобы прославить бога виноделия Диониса. Распевали эти песни во время шумных празднеств – вакханалий. Позже любые восторженно-хвалебные гимны в честь стали обозначать этим выражением.
Сегодня фразеологизм « петь дифирамбы » означает: превозносить, чересчур восхвалять кого-либо.

Фразеологизм “Курить фимиам”

Отражение мифологии в именах и фамилиях.

Где же еще мы можем найти отражение мифологических образов в современном языке?

Оказывается, многие наши имена и фамилии тоже связаны с мифами, а точнее, с мифическими именами и предметами.

Античность глубоко отразилась в современных именах и фамилиях, некоторые значения имён буквально отражают греческие или римские мифологические образы.

Часто встречаемыми именами являются такие, как Дмитрий, Виктория, Юрий, Никита и Эллина. Очень редкими – Афиноген, Ермолай, Зиновий, Исидор, Кронид, Муза.

Многие имена образуют фамилии. Все это представлено в таблице (Приложение №2).

Черным шрифтом выделены фамилии, которые встречаются в Белохолуницком районе (выводы сделаны на основе справочника).

Заканчивая работу, можно сделать вывод, что эпоха античности, а точнее мифологический период, представления и верования древних людей, очень ярко отражаются в нашем современном языке используются как в литературе, так и в разговорной речи. Многие вошедшие в литературную речь выражения получили новое, не присущее их истинному источнику значение, но корней не потеряли.

Это наше богатство, но использовать это словесное богатство надо, умело, бережно. Неумелое, неосмысленное употребление этих слов и выражений не украшает речь, не делает её богаче, ярче и образнее, показывая общую культуру человека, употребляющего это богатство, а наоборот, делает её нелепой.

Всё это нужно и можно использовать в своей речи только тогда, когда это не обходимо, когда это понятно говорящему и слушающему. Но чтобы понимать, надо знать и толкование, и происхождение этих образных выражений.

Отражение мифологических образов (боги, герои, мифологические существа) в современном языке

Источник

Древнегреческие мифы как источник художественного творчества

Дата публикации: 11.03.2020 2020-03-11

Статья просмотрена: 3271 раз

Библиографическое описание:

Крендясова, Е. Е. Древнегреческие мифы как источник художественного творчества / Е. Е. Крендясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 210-211. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68003/ (дата обращения: 16.04.2021).

Систематизация материалов позволила определить значение древнегреческих мифов как основы творчества в мировом изобразительном искусстве.

Ключевые слова: миф, древнегреческая мифология, античность, древняя Греция, искусство, живопись.

Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде, о титанических усилиях или об олимпийском спокойствии. К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины — амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала, прежде всего, глубина и художественность мифических образов. В настоящем исследовании была предпринята попытка выявить и систематизировать сведения об использовании древнегреческой мифологической темы в мировом изобразительном искусстве [3].

Мифология возникла, как попытка древних объяснить появление жизни на земле, причины стихийных явлений природы, перед которыми человек был бессилен. Но, по-видимому, не только в этом следует искать объяснение той силы воздействия на людей, которую оказывала античная мифология. От золотого прикосновения Мидаса до наказания Сизифа, от ящика Пандоры до ахиллесовой пяты — персонажи из греческой мифологии, так или иначе, присутствуют в жизни всех людей. Их истории постоянно интерпретируются в различных видах искусства — литературе, музыке и в любом виде визуального искусства, от древней живописи и скульптуры до современных инсталляций и интерактивных выставок.

Греческая мифология оказала сильнейшее влияние на культурное развитие всех современных европейских народов. По мнению философа и историка Фридриха Энгельса «без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы» [5].

Начиная с эпохи Возрождения, после столетий забвения, памятники и литературные произведения античной культуры, а вместе с ними и образы древнегреческой мифологии вновь и вновь привлекали внимание человечества. Писатели, художники и музыканты различных европейских стран стали использовать сюжеты из древнегреческой мифологии в своих произведениях.

Выдающиеся итальянские художники эпохи Возрождения посвящали некоторые свои произведения изображению мифических сюжетов. Такими художниками являются всем известные: Леонардо да Винчи (бюст богини Флоры, «Вакх», «Леда и лебедь»), Сандро Боттичелли («Рождение Венеры», «Весна», «Венера и Марс»), Тициан («Венера перед зеркалом», «Венера и Адонис», «Даная»), Рафаэль Санти («Три Грации», «Триумф Галатеи»), Антонио да Корреджо («Юпитер и Ио», «Даная») [1].

Все герои мифов изображались как совершенные люди. Человеческое тело было основным источником вдохновения и объектом исследования для художников эпохи Возрождения. Искусное владение кистью, сложные композиции, перспектива, цвет, игра света и тени, эмоциональность и скрупулезность в работе всё это было основными характеристиками искусства этой эпохи. Из этого можно сделать вывод, что в эпоху Возрождения древнегреческая мифология была одним из важнейших факторов развития художественной культуры.

В XVII-XVIII вв. использование сюжетов из древнегреческой мифологии деятелями европейского искусства вновь получило широкое распространение. В Нидерландах мифологическая тема достигла вершины в XVII в. в творчестве Питера Пауля Рубенса («Персей и Андромеда», «Венера и Адонис», «Похищение Оритии Борей»). В том же столетии античная мифология зазвучала во французском искусстве. Творческой переработке подверглись античные сюжеты в картинах Никола Пуссена («Нарцисс и Эхо», «Пейзаж с Полифемом», «Царство Флоры»). Его работы выражают представление художника о радости бытия как о гармонии человека с самим собой, своими чувствами и идеальным миром природы.

На сюжеты, взятые из древнегреческой мифологии, писали картины многие другие выдающиеся фламандские, французские и голландские художники, такие как: Антонис ван Дейк («Амур и Психея», «Венера в кузнице Вулкана»), Рембрандт («Даная», «Похищение Европы»), Франсуа Буше («Купание Дианы», «Триумф Венеры»).

В России мифологические сюжеты стали очень популярными во второй половине XVIII — начале XIX столетия. Физическим идеалом признавались античные боги и герои, поэтому с первых лет обучения будущие художники в Академии художеств рисовали гипсовые головы и торсы — слепки с греческих и римских образцов. При сдаче экзаменов молодые люди также часто получали задания на мифологическую тему.

Различные эпизоды древнегреческих мифов привлекали внимание выдающихся русских художников. Пожалуй, наиболее известной картиной на тему древнегреческой мифологии в исполнении российского художника является полотно В. А. Серова «Похищение Европы». Однако, эту тему использовали в своих произведениях и многие другие знаменитые живописцы. Например, такие художники как: М. А. Врубель («Пан», «Суд Париса»), П. И. Соколов («Дедал привязывает крылья Икару»), К. П. Брюллов («Нарцисс», «Гений искусства»), И. К. Айвазовский («Посейдон, несущийся по морю»).

Даже сегодня, в начале XXI столетия, греческие мифы сохраняют привлекательность. Миф как первая форма преодоления незнания, связующее звено между творчеством человека и природой, способ погружения в глобальную картину мира, служит источником творческого осмысления. Хотя эти древние истории порой проявляются в странных трактовках, тем не менее, нельзя не признать того, что и нынешние творцы черпают вдохновение и сюжеты из образного наследства, оставленного нам древнегреческой цивилизацией.

Источник

Греческая мифология

Рели́гия и мифоло́гия Дре́вней Гре́ции оказала огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положила начало бесчисленному множеству бытовых представлений о человеке, героях и богах.

Читайте также:  Сны мужчина в черном

Содержание

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек крито-микенской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

Религиозные представления древних греков

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у того или другого писателя или художника с тем или другим божеством соединяются те или другие общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем, далее, разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арей, Афродита, Гермес, Гестия). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и какой где или где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Епидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).

Можно различить, далее, культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.

Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные уклонения, создавала те или иные комбинации. Далее, если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.

Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; затем, и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было, с нашей точки зрения, наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более близкому изучению.

Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, нем. Forchhammer ) или только с исторической точки зрения (например, Мюллера, нем. К. О. Müller ).

Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по М. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.

В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Советы экспертов и специалистов