Современное толкование педагогической антропологии

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Что же представляет собой педагогическая антропология? В чем состоит ее специфика? Какова история этого понятия?

Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов (1810—1881) в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содержанием К.Д.Ушинский (1824—1870) в специальном многотомном труде «Человек как предмет воспи­тания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869).

Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, пере­осмысление привычных взглядов на воспитание детей представ-

ляли значительный интерес для российского общества того вре­мени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-психологические, экономические, юридические, педагогические проблемы. Одно­временно с этим в стране нарастало революционное движение, становились все более широко известными материалистические, атеистические взгляды, все более популярны — гуманистиче­ские идеи.

Ситуация требовала изменений школы — ее организации, со­держания образования, педагогического мировоззрения. России требовалась педагогика, ориентированная на сохранение и совер­шенствование человеческой природы, а не только на передачу и умножение человеческого знания. Такую — новую — педагогику и назвали по-новому, подчеркнув непривычным термином тесную связь человека и воспитания. Очевидно, что на выбор термина повлияла чрезвычайная популярность в то время в мире и в Рос­сии в том числе дарвиновской антропологии.

Для Н. И. Пирогова, как и для К. Д. Ушинского, термин «педа­гогическая антропология» обозначал «новую педагогику».

Определяющую роль в построении этой педагогики играли ис­ходные установки Н. И. Пирогова и К.Д. Ушинского, суть кото­рых можно выразить следующим образом.

Человек и ребенок — основные социокультурные ценности. Так, Н. И. Пирогов считал, что и государство, и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок

— цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели.

Воспитание — основное содержание педагогического процес­са, целями которого являются:

— «сделать нас людьми, воспитать не негоциантов, моряков, солдат, юристов, но людей и граждан» (Пирогов);

— открыть средства «к образованию в человеке такого характе­ра, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и да­вал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые ре­зультаты» (Ушинский);

— «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неми­нуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию вы­держивать неравный бой» (Пирогов).

Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика должна была «черпать» из природы человека, т. е. исходить из объек­тивных законов человеческого развития.

Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогиче­ской антропологии как целостный процесс, направленный на це­лостное же развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой. Большое значение придавалось предоставлению детям возможности для самостоятель­ной, «вольной и излюбленной», деятельности — физической, ум­ственной и духовной.

Педагогической антропологии требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познава­тельном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Ей был необходим вос­питатель, который творчески участвовал бы в педагогическом про­цессе и воспринимал ребенка как равноправного участника этого процесса.

От воспитателя требовалось умение воздействовать на детей без насилия, не «навязывать своих убеждений воспитаннику, но пробуждать в нем жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственных низких стремлений, так и от других» (К. Д. Ушинский).

Идеи педагогической антропологии нашли своих сторонников в России. Их активно и творчески претворяли в жизнь многие пе­дагоги. Их продолжали развивать выдающиеся деятели педагоги­ки: ГТ.Ф. Каптерев, А. Ф.Лазурский и многие другие.

Однако в силу ряда обстоятельств в XX в. и сам термин «педаго­гическая антропология», и система педагогических взглядов, обо­значенных этим термином, стали восприниматься только как при­надлежащие истории отечественной культуры и науки. При этом принципиальные теоретические и методические идеи педагогиче­ской антропологии продолжали жить, принимая вид то педоло­гии, то развивающего обучения, то педагогики отношений.

В настоящее время антропологический принцип — один из ве­дущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень про­фессиональной подготовки учителя. Развивается и сама педагоги­ческая антропология как отрасль человековедения. Ее исторический аспект исследуется Б. М. Бим-Бадом, актуальный — В. А. Сластениным.

Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрирован­ного знания о ребенке как целостном существе, полноценном пред­ставителе вида ХОМА САПИЕНС полноправном участнике воспитатель­ного процесса.

Она выполняет ряд функций, являясь:

теорией современного педагогического знания;

научной основой гуманитарного педагогического мировоззре­ния;

теоретическим обоснованием педагогических новаций в обла­сти воспитания.

Объектом современной педагогической антропологии являют­ся отношения человек—человек. Предметом — ребенок как участ­ник воспитательного процесса.

Таким образом, педагогическая антропология отличается от кол­лективистического (изучает отношения человек—общество) и ин­дивидуалистического (изучает отношения человека к себе само­му) человековедения. Она открывает подлинный облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для педаго­гики, позволяет опираться на антропологическое знание в про­цессе организации и осмысления педагогического процесса.

Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего но­вого. Но, следуя за К. Д. Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую раз­нообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной науч­ной дисциплиной.

Итак, мы убедились в том, что понятие «педагогическая ант­ропология» восходит к кантовской «антропологии». Педагогиче­ское человековедение не просто заимствовало у великого филосо­фа его термин, оно усвоило идеологию И. Канта, его взгляды на природу человека и на воспитание.

«Педагогическая антропология» — многозначное понятие. В на­стоящее время бытуют четыре его значения. Одно из них обозна­чает естественно-научную дисциплину, сконцентрированную на антропологическом облике детей, главным образом учащихся. Другое является педагогически ориентированным философским учением О.Больнова. Третье — «новой педагогикой» XIX в. Чет­вертое — методологией современной педагогики.

Читайте также:  Сон дочь рожает девочку

Современная педагогическая антропология интегрирует все значения названного понятия. Она обогащается за счет различных наук, в том числе и за счет таких «отраслевых» антропологии, как философская, религиозная, культурная, социальная, психологи­ческая и пр. Традиция философской антропологии — подходить к человеку как целостному, уникальному явлению — один из веду­щих принципов современной педагогической антропологии. Кон­цепция О. Болънова, трактующая человека как существо, изначально имеющее потребность и способность активно включаться в про­цесс воспитания, наиболее близка и органично интериоризирова-на российской педагогической антропологией. В то же время подхо­ды и иных антропологии существенны для педагогического человековедения, поскольку позволяют ярче представить отдель­ные грани, различные ипостаси человека и ребенка.

Действительно, в «физической» антропологии человек (в том числе ребенок) исследуется как представитель вида ХОМА САПИЕНС ей интересен прежде всего его организм. Врелигиозной антропологии человек я

наиболее драгоценное творение Бога, ее интересует прежде всего духовное бытие человека и ребенка. Культурная антро­пология воспринимает человека в связи с окружающей его культурой, социальными отношениями, традициями, в том чис­ле и воспитательными; ее интересы лежат в области механизмов взаимодействия человека и культуры, человека и группы и пр. Психологическая антропология изучает челове­ка как индивида (и тогда ее интерес — нейродинамические осо­бенности психической деятельности людей) и как личность (и тогда она обращается к тем аспектам психики человека, которые позволяют ему жить в обществе).

Интегрируя естественно-научное, философское, психологичес­кое, собственно педагогическое и другие представления о челове­ке, педагогическая антропология создает целостный образ не толь­ко ребенка, но и воспитания, анализирует прецеденты и условия эффективности практического воплощения своих идей в деятель­ности педагогов, практических психологов, социальных педаго­гов, родителей.

Сегодня можно констатировать, что и само словосочетание «педагогическая антропология», и ее идеи достаточно широко проникли в педагогику. Как отмечает В. А. Сластенин, антрополо­гическое знание все более признается ядром профессиональной компетентности учителя, педагога, поскольку именно оно связы­вает цели, задачи, содержание, технологию образования в целост­ную гуманистическую систему. Именно антропологическое знание обусловливает осознанное использование личностно-ориентиро-ванных педагогических технологий, приоритет субъектно-смыс­лового стиля деятельности учителя над информационным, что чрезвычайно актуально в современных условиях.

Основное содержание современной педагогической антропо­логии выражено в системе следующих понятий: человек, природа человека, ребенок, развитие человека в пространстве и времени, куль­тура, воспитание. Данные понятия рассматриваются и в других педагогических дисциплинах, но в педагогической антропологии они анализируются в специфическом аспекте, наполняются осо­бым содержанием. Кроме того, в педагогической антропологии выявляются те связи, которые органично присущи этим поняти­ям и явлениям, ими обозначенным.

Подробное рассмотрение названных понятий мы и осуществим в последующих лекциях.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте идеи И.Канта, имеющие наибольшее значение для современного педагогического мировоззрения.

2. Раскройте историю понятия «антропология».

3. Проанализируйте различные смыслы понятия «педагогическая ант­ропология».

4. Обоснуйте актуальность антропологизации современной педаго-

Литература для самостоятельного изучения

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. — М., 1977.

Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. — М., 1994.

Бим-Бад Б. М. О перспективах возрождения педагогической антропо­логии // Советская педагогика. — 1988. — № 11.

Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. — М., 1998.

Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антро­пологии. — М., 1996.

Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. — М., 1991.

Куликов В.Б. Педагогическая антропология. — Свердловск, 1988.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983.

Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропо­логию. — М., 1995.

Фролов И. Т., Гуревич И. С. Человековедение // Человек. — 1994. — № 4.

Источник

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Что же представляет собой педагогическая антропология? В чем состоит ее специфика? Какова история этого понятия?

Сам термин «педагогическая антропология» возник в 60-е гг. XIX в. в России. Его впервые употребил Н. И. Пирогов (1810—1881) в своей знаменитой статье «Вопросы жизни» (1856), а уточнил, наполнил конкретным содержанием К.Д.Ушинский (1824—1870) в специальном многотомном труде «Человек как предмет воспи­тания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869).

Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, пере­осмысление привычных взглядов на воспитание детей представ-

ляли значительный интерес для российского общества того вре­мени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-психологические, экономические, юридические, педагогические проблемы. Одно­временно с этим в стране нарастало революционное движение, становились все более широко известными материалистические, атеистические взгляды, все более популярны — гуманистиче­ские идеи.

Ситуация требовала изменений школы — ее организации, со­держания образования, педагогического мировоззрения. России требовалась педагогика, ориентированная на сохранение и совер­шенствование человеческой природы, а не только на передачу и умножение человеческого знания. Такую — новую — педагогику и назвали по-новому, подчеркнув непривычным термином тесную связь человека и воспитания. Очевидно, что на выбор термина повлияла чрезвычайная популярность в то время в мире и в Рос­сии в том числе дарвиновской антропологии.

Для Н. И. Пирогова, как и для К. Д. Ушинского, термин «педа­гогическая антропология» обозначал «новую педагогику».

Определяющую роль в построении этой педагогики играли ис­ходные установки Н. И. Пирогова и К.Д. Ушинского, суть кото­рых можно выразить следующим образом.

Человек и ребенок — основные социокультурные ценности. Так, Н. И. Пирогов считал, что и государство, и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок

— цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели.

Воспитание — основное содержание педагогического процес­са, целями которого являются:

— «сделать нас людьми, воспитать не негоциантов, моряков, солдат, юристов, но людей и граждан» (Пирогов);

— открыть средства «к образованию в человеке такого характе­ра, который противостоял бы напору всех случайностей жизни, спасал бы человека от их вредного, растлевающего влияния и да­вал бы ему возможность извлекать отовсюду только добрые ре­зультаты» (Ушинский);

— «приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неми­нуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию вы­держивать неравный бой» (Пирогов).

Читайте также:  Ругается во время сна

Средства своего «воспитательного влияния» новая педагогика должна была «черпать» из природы человека, т. е. исходить из объек­тивных законов человеческого развития.

Педагогическая деятельность рассматривалась в педагогиче­ской антропологии как целостный процесс, направленный на це­лостное же развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой. Большое значение придавалось предоставлению детям возможности для самостоятель­ной, «вольной и излюбленной», деятельности — физической, ум­ственной и духовной.

Педагогической антропологии требовался «новый» педагог: не просто хорошо знающий определенную науку, но обладающий фундаментальными знаниями о человеке, о ребенке, о познава­тельном процессе, с одной стороны, и о реальной жизни детей и взрослых, природы и общества, с другой. Ей был необходим вос­питатель, который творчески участвовал бы в педагогическом про­цессе и воспринимал ребенка как равноправного участника этого процесса.

От воспитателя требовалось умение воздействовать на детей без насилия, не «навязывать своих убеждений воспитаннику, но пробуждать в нем жажду этих убеждений и мужество к обороне их как от собственных низких стремлений, так и от других» (К. Д. Ушинский).

Идеи педагогической антропологии нашли своих сторонников в России. Их активно и творчески претворяли в жизнь многие пе­дагоги. Их продолжали развивать выдающиеся деятели педагоги­ки: ГТ.Ф. Каптерев, А. Ф.Лазурский и многие другие.

Однако в силу ряда обстоятельств в XX в. и сам термин «педаго­гическая антропология», и система педагогических взглядов, обо­значенных этим термином, стали восприниматься только как при­надлежащие истории отечественной культуры и науки. При этом принципиальные теоретические и методические идеи педагогиче­ской антропологии продолжали жить, принимая вид то педоло­гии, то развивающего обучения, то педагогики отношений.

В настоящее время антропологический принцип — один из ве­дущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень про­фессиональной подготовки учителя. Развивается и сама педагоги­ческая антропология как отрасль человековедения. Ее исторический аспект исследуется Б. М. Бим-Бадом, актуальный — В. А. Сластениным.

Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрирован­ного знания о ребенке как целостном существе, полноценном пред­ставителе вида ХОМА САПИЕНС полноправном участнике воспитатель­ного процесса.

Она выполняет ряд функций, являясь:

теорией современного педагогического знания;

научной основой гуманитарного педагогического мировоззре­ния;

теоретическим обоснованием педагогических новаций в обла­сти воспитания.

Объектом современной педагогической антропологии являют­ся отношения человек—человек. Предметом — ребенок как участ­ник воспитательного процесса.

Таким образом, педагогическая антропология отличается от кол­лективистического (изучает отношения человек—общество) и ин­дивидуалистического (изучает отношения человека к себе само­му) человековедения. Она открывает подлинный облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для педаго­гики, позволяет опираться на антропологическое знание в про­цессе организации и осмысления педагогического процесса.

Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего но­вого. Но, следуя за К. Д. Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую раз­нообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной науч­ной дисциплиной.

Итак, мы убедились в том, что понятие «педагогическая ант­ропология» восходит к кантовской «антропологии». Педагогиче­ское человековедение не просто заимствовало у великого филосо­фа его термин, оно усвоило идеологию И. Канта, его взгляды на природу человека и на воспитание.

«Педагогическая антропология» — многозначное понятие. В на­стоящее время бытуют четыре его значения. Одно из них обозна­чает естественно-научную дисциплину, сконцентрированную на антропологическом облике детей, главным образом учащихся. Другое является педагогически ориентированным философским учением О.Больнова. Третье — «новой педагогикой» XIX в. Чет­вертое — методологией современной педагогики.

Современная педагогическая антропология интегрирует все значения названного понятия. Она обогащается за счет различных наук, в том числе и за счет таких «отраслевых» антропологии, как философская, религиозная, культурная, социальная, психологи­ческая и пр. Традиция философской антропологии — подходить к человеку как целостному, уникальному явлению — один из веду­щих принципов современной педагогической антропологии. Кон­цепция О. Болънова, трактующая человека как существо, изначально имеющее потребность и способность активно включаться в про­цесс воспитания, наиболее близка и органично интериоризирова-на российской педагогической антропологией. В то же время подхо­ды и иных антропологии существенны для педагогического человековедения, поскольку позволяют ярче представить отдель­ные грани, различные ипостаси человека и ребенка.

Действительно, в «физической» антропологии человек (в том числе ребенок) исследуется как представитель вида ХОМА САПИЕНС ей интересен прежде всего его организм. Врелигиозной антропологии человек я

наиболее драгоценное творение Бога, ее интересует прежде всего духовное бытие человека и ребенка. Культурная антро­пология воспринимает человека в связи с окружающей его культурой, социальными отношениями, традициями, в том чис­ле и воспитательными; ее интересы лежат в области механизмов взаимодействия человека и культуры, человека и группы и пр. Психологическая антропология изучает челове­ка как индивида (и тогда ее интерес — нейродинамические осо­бенности психической деятельности людей) и как личность (и тогда она обращается к тем аспектам психики человека, которые позволяют ему жить в обществе).

Интегрируя естественно-научное, философское, психологичес­кое, собственно педагогическое и другие представления о челове­ке, педагогическая антропология создает целостный образ не толь­ко ребенка, но и воспитания, анализирует прецеденты и условия эффективности практического воплощения своих идей в деятель­ности педагогов, практических психологов, социальных педаго­гов, родителей.

Сегодня можно констатировать, что и само словосочетание «педагогическая антропология», и ее идеи достаточно широко проникли в педагогику. Как отмечает В. А. Сластенин, антрополо­гическое знание все более признается ядром профессиональной компетентности учителя, педагога, поскольку именно оно связы­вает цели, задачи, содержание, технологию образования в целост­ную гуманистическую систему. Именно антропологическое знание обусловливает осознанное использование личностно-ориентиро-ванных педагогических технологий, приоритет субъектно-смыс­лового стиля деятельности учителя над информационным, что чрезвычайно актуально в современных условиях.

Основное содержание современной педагогической антропо­логии выражено в системе следующих понятий: человек, природа человека, ребенок, развитие человека в пространстве и времени, куль­тура, воспитание. Данные понятия рассматриваются и в других педагогических дисциплинах, но в педагогической антропологии они анализируются в специфическом аспекте, наполняются осо­бым содержанием. Кроме того, в педагогической антропологии выявляются те связи, которые органично присущи этим поняти­ям и явлениям, ими обозначенным.

Читайте также:  Сон животное сонник миллера

Подробное рассмотрение названных понятий мы и осуществим в последующих лекциях.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте идеи И.Канта, имеющие наибольшее значение для современного педагогического мировоззрения.

2. Раскройте историю понятия «антропология».

3. Проанализируйте различные смыслы понятия «педагогическая ант­ропология».

4. Обоснуйте актуальность антропологизации современной педаго-

Литература для самостоятельного изучения

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. — М., 1977.

Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. — М., 1994.

Бим-Бад Б. М. О перспективах возрождения педагогической антропо­логии // Советская педагогика. — 1988. — № 11.

Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. — М., 1998.

Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антро­пологии. — М., 1996.

Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. — М., 1991.

Куликов В.Б. Педагогическая антропология. — Свердловск, 1988.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983.

Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропо­логию. — М., 1995.

Фролов И. Т., Гуревич И. С. Человековедение // Человек. — 1994. — № 4.

Источник

История понятия «педагогическая антропология» и его современное толкование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 14:00, контрольная работа

Краткое описание

Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в богословии (теологии), религиозной философии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию

Прикрепленные файлы: 1 файл

История терминов.docx

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

ИСТОРИЯ ПОНЯТИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ» И ЕГО СОВРЕМЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ

ВЫПОЛНИЛ: студент группы 12 АК

ПРОВЕРИЛ: ст. преподаватель

Антрополо́гия (от др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — наука) — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах[1][2]. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология/

Возникновение термина «антропология» восходит к античной философии. Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в богословии (теологии), религиозной философии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.

ничтожности того, что знаешь, в сравнении с тем,

Невозможно привести все факты и рассмотреть подробно концепции науки, даже только самые основные. Этому посвящены сотни солидных монографий, ссылки на которые мы обязуемся старательно приводить по ходу нашего изложения. При помощи учебника «изучить» антропологию вообще вряд ли возможно. Мы попытаемся дать Вам общее представление об этой увлекательной дисциплине, «познакомить» с ней.

4. Что нам нужно делать? Получить представление о предмете невозможно без знания минимально необходимого объема фактического материала, а также без рассмотрения логики и принципов построения теории в антропологической науке. Последнее является едва ли не самым важным, ведь поняв принцип получения доказательств, мы погружаемся в саму основу научной деятельности, мы учимся целенаправленно добывать новые факты и конструировать из них собственные обоснованные суждения.

Кстати, всё это относится не только к антропологии.

2. Антропология (история термина)

Мы радуемся, постигая истину. Если же радости нет,

это означает, что мы только знакомы с истиной,

но не сумели постичь её.

Первым из них является, собственно, понятие «Антропология». Этот термин имеет много толкований. Существует антропология религиозная, философская, социальная, культурная и многие, многие другие.

Данный учебник посвящен так называемой биологической (или физической) антропологии. Не будем создавать путаницу и определим границы применения данного термина. Сделать это проще всего, кратко рассмотрев трансформацию его содержания в истории развития наших знаний о человеке.

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

В 1501 г. увидела свет книга М. Хундта «Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела». В этом анатомическом сочинении термин «антропология» был впервые применен в связи с описанием исключительно физического (биологического) строения человека. Книга Г. Капелла, вышедшая в 1533 г., была озаглавлена «Антропология, или рассуждение о человеческой природе». В этой работе термин «антропология» впервые сопровождается данными об индивидуальных вариациях строения тела человека, его индивидуальной изменчивости.

Термин стали употреблять с разным смыслом. Так, французские просветители XVIII в. по-прежнему придавали ему чрезвычайно широкое значение и понимали под антропологией всю совокупность знаний о человеке. Антропология представлялась универсальной наукой о человеке, систематизирующей знания о его естественной истории, материальной и духовной культуре, психологии, языке и физической организации.

Дальнейшая судьба термина напрямую связана с общими тенденциями развития научной мысли. Наиболее широкое понимание термина не было забыто, но все отчетливее обозначалось еще одно значение, связанное с бурным развитием естественных наук, происходившим на протяжении всего XIX в.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Советы экспертов и специалистов