Современные трактовки понятия культура

Содержание

2. Основные трактовки термина «культура»

2. Основные трактовки термина «культура»

1. Культура (от лат. culture – «воспитание, возделывание») – обобщение искусственныхобъектов (материальных предметов, отношений и действий), созданных человеком, которые обладают общими и специальными закономерностями (структурными, динамическими и функциональными).

2. Культура – это образ жизни человека, который определен его социальным окружением (различные принятые в обществе правила, нормы и порядки).

3. Культура – это различные ценности группы людей (материальные и социальные), включая обычаи, виды поведения, институты.

4. Согласно концепции Э. Тейлора культура – это совокупность различных видов деятельности, всевозможных обычаев и верований людей, всего созданного человеком (книги, картины и т. п.), а также знаний о приспособлении к природному и социальному миру (язык, обычаи, этика, этикет и т. д.).

5. С исторической точки зрения культура есть не что иное, как результат исторического развития человечества. То есть сюда входит все то, что было создано человеком и передается от поколения к поколению, включая различные взгляды, виды деятельности и верования.

6. Из теории обучения следует, что культура – это то поведение людей, которому они учатся, а не то, которое они получили как биологическое наследство.

7. По идеологической теории культура есть некий поток идей, эти идеи переходят от человека к человеку спомощью различныхдействий, средств общения (слова, повторение чужого опыта).

8. Согласно психологической науке культурой является приспособление человека к окружающему миру (природному и социальному) для решения различных проблем на его психологическом уровне. Понятие культуры как раз и складывается из всех этих приспособлений.

9. По символическому определению культуры она есть не что иное, как совокупность различных феноменов (идей, действий, материальных предметов), организованная с помощью употребления всевозможных символов.

Культура является результатом поведения людей, их деятельности, она исторична, т. е. передается из поколения в поколение вместе с идеями, верованиями, ценностями людей с помощью изучения. Каждое новое поколение не усваивает культуру биологическим путем, оно ее эмоционально воспринимает в течение своей жизни (например, с помощью символов), вносит свои преобразования, а затем передает следующему поколению.

Мы можем рассматривать историю человечества как целесообразную деятельность людей. То же самое и с историей культуры, которую никоим образом нельзя отделить от истории человечества. Значит, в изучении истории культуры нам может помочь именно этот деятель-ностный подход. Он заключается в том, что в понятие культуры входят не только материальные ценности, продукты человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. Поэтому целесообразно рассматривать культуру как совокупность всех видов преобразовательной деятельности людей и тех материальных и духовных ценностей, которые и являются продуктами этой деятельности.

Читайте также

Основные источники

Основные источники Академическое дело 1929–1931 гг. Вып. 1. Дело по обвинению академика С. Ф. Платонова. СПб., 1993.Академическое дело 1929–1931 гг. Вып. 2. Дело по обвинению академика Е. В. Тарле. СПб., 1997.Аксакова Т. А. Дочь генеалога // «Минувшее». Исторический альманах. № 4. М.,

Рождение термина: 1916–1923

Рождение термина: 1916–1923 Монтажные методы применялись в искусстве начиная, самое позднее, со второй половины XIX века. Принцип совмещения разных фотоизображений на одном отпечатке был открыт, по-видимому, в Шотландии в 1850-х годах, в последующие десятилетия получил большое

1.2. Религиозные и научные трактовки сущности человека, общества и культуры в 1-й половине XIX в.

1.2. Религиозные и научные трактовки сущности человека, общества и культуры в 1-й половине XIX в. Теоретическое наследие эпохи Просвещения воспринималось интеллектуальными кругами на Британских островах в первой половине XIX в. через призму сложной ситуации, наступившей

18. Понятие «общество» и его трактовки

18. Понятие «общество» и его трактовки «Общество» – основополагающая категория современной социологии. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.Социологическая мысль прошлого

1 ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»

1 ОСНОВНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА» Первоначальное латинское употребление слова «культура» происходит от слов colo, colere– «взращивать, возделывать землю, заниматься земледелием». Но уже у Цицерона стало встречаться и более широкое применение этого термина –

16.01.08 Штейнер Е.С. Дхарма: история термина и еще одна попытка его истолкования

16.01.08 Штейнер Е.С. Дхарма: история термина и еще одна попытка его истолкования Хоружий С.С.: Ну что ж, коллеги, я думаю, что мы можем открывать наш первый високосный семинар этого года. Семинар, как вы знаете из рассылки, посвящен традиционной для нас теме. Говоря цирковым

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство

4.4.2. Культура и художественная деятельность. Культура и искусство Художественная деятельность – это особый вид человеческой активности, уникальный в его отношении к культуре. Это единственная деятельность, смыслом которой является создание, хранение, функционирование

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника

Истина как ценность культуры. Наука и культура. Культура и техника Андрианова Т. В. Культура и технология. М., 1998.Анисимов К. Л. Человек и техника: современные проблемы. М., 1995.Библер В. С. От наукоучения к логике культуры. М., 1991.Большаков В. П. Культура и истина // Вестник НовГУ,

Читайте также:  Сон готовиться к полету

23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси

23. Культура Древней Руси. Культура языческого периода. Быт Руси История Древнерусского государства началась задолго до принятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.Самые ранние сведения о Древнерусской культуре

2.4. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946-1991) (на примере фильма Т.Хэкфорда «Белые ночи»)

2.4. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в эпоху идеологической конфронтации (1946-1991) (на примере фильма Т.Хэкфорда «Белые ночи») Современному обществу «свойственны изменчивость норм, разрушение традиций, социальная мобильность,

3.5. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в постсоветскую эпоху (1992-2010) (на примере фильма «Душка» Й.Стеллинга)

3.5. Идеологический, структурный анализ трактовки образа России на западном экране в постсоветскую эпоху (1992-2010) (на примере фильма «Душка» Й.Стеллинга) В качестве примера анализа западного фильма постсоветских времен в идеологическом и социокультурном поле обратимся к

Аксонометрия термина

Аксонометрия термина Интервью с Виктором Агамовым-Тупицыным203Иван Толстой: Когда после разгрома на Белявском пустыре миновал один год, в нашей нью-йоркской студии «Свободы» у микрофона выступил математик и искусствовед Виктор Агамов-Тупицын. Беседу вел Владимир Юрасов.

Источник

Понятие культуры

Понятие культура родилось в Древнем Риме как оппозиция понятию «натура» (природа). «Культурное» означало – обработанное, возделанное, искусственное в противоположность естественному, первозданному, дикому.

Однако до появления латинского слова культура существовало понятие, близкое ему по значению. Это древнегреческое слово техне, буквально переводимое как ремесло, искусство, мастерство (отсюда – техника). Техне не имело такого широкого обобщающего смысла, как латинское культура, но по смыслу было близко ему: этим словом в Древней Греции обозначали человеческую деятельность, изменяющую форму природных предметов, преобразующую материальный мир.

Примеров такого рода деятельности множество, начиная с самой глубокой древности (отпечатки руки на стенах пещер, гравировки на скалах, различные знаки на предметах и теле и т.п.). Основной смысл этих рисунков – обозначить присутствие человека, его вторжение в природный мир, это печать человеческого, это знаки выделения человека из природы в культуру.

На философском уровне осмысление культуры началось в 17-18 вв. (Дж.Вико, К.Гельвеций, Б.Франклин, И.Гердер, И.Кант).

Человек начинается пониматься как существо, наделённое разумом, волей, способностью созидания, как «животное, делающее орудия», а история человечества – как саморазвитие человека.

Бытие, мир, действительность понимаются как двусоставные: включающие в себя природу и культуру. Тем не менее, долгое время культура рассматривалась не в своей целостности, не как сложноорганизованная система, а в тех или иных конкретных своих проявлениях (религия, этика, эстетика, язык и т.д.). Отсюда – сохраняющаяся до сих пор почти беспредельная множественность подходов, интерпретаций, определений культуры (насчитывают около 900, но и эта цифра не отражает реальности).

2. Современные трактовки понятия «культура»

В системе социогуманитарного знания существует около 800 определений понятия «культура». Среди них можно выделить такие типы подходов к определению сущности предмета: описательный, антропологический, аксиологический (ценностный), нормативный, исторический, семиотический (знаковый), символический, герменевтический (интерпретативный), психологический, социологический. Соответственно в философской, социологической, психологической, исторической литературе понятие «культура» трактуется различным образом.

В качестве примера можно привести такие варианты определений понятия «культура»:

– «универсальный метод, каким человек делает мир «своим», превращая его в Дом человеческого (смыслового) бытия» (М. Бубер);

– «понятие, раскрывающее сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы» (Н. А. Бердяев);

– «культура (от лат. сultura – возделывание, обработка) – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Понятие «культура» употребляется для характеристики исторических эпох, конкретных народностей и наций, сфер деятельности (физкультура, политическая культура и т. д.). В узком смысле – сфера духовной жизни людей» (Советский энциклопедический словарь);

– «универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла его жизни и соотнесение его со смыслом Сущего, это смысловой мир, передающийся из поколения в поколение и определяющий способ бытия и мироощущения людей, сплачивающий их в некие сообщества – нацию, религиозную или профессиональную группу» (Радугин В. П.),

– «комплекс, включающий знания, верования, искусство, законы, мораль, обычаи и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества» (Э. Тайлор),

– «единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа» (Ф. Ницше),

– «единство всех форм традиционного поведения» (М. Мид),

– «культурный аспект сверхорганического универсума, охватывающий представления, ценности, нормы, их взаимодействие и взаимоотношения» (П. Сорокин),

– «социальное направление, которое мы придаем культивированию наших биологических потенций» (Х. Ортега-и-Гассет),

– «формы поведения, привычного для группы, общности людей, социума, имеющие материальные и нематериальные черты» (К. Г. Юнг),

– «организация разнообразных явлений – материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления» (Л. Уайт),

– «то, что отличает человека от животного» (В. Освальд),

– «система знаков» (Ч. Моррис),

– «процесс самопрогрессирующего самоосвобождения человека; язык, искусство, религия, наука – разные формы этого процесса» (Э. Кассирер),

– «общий контекст наук и искусств, соотносимый категориально с языком, это структура, которая выдвигает человека над самим собою и придает его нации ценность» (Р. Тшуми),

– «характеристика всей совокупности достижений и институтов, отделивших нашу жизнь от жизни звероподобных предков и служащих двум целям: защите человека от природы и упорядочиванию отношений людей друг с другом» (З. Фрейд),

– «это цель превращения Эроса, сублимация полового инстинкта» (Ж. Рохейм),

– «совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы людей и обладающих некоторой стабильностью, связанной с «памятью мира» и общества – памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках» (А. Моль),

Читайте также:  Скачать торговец сном торрент

– «реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (М. Хайдеггер),

– «в широком этнографическом смысле – это знания, верования, искусство, нравственность, законы, обычаи и некоторые другие способности и привычки, усвоенные человеком как членом общества» (Э. Тайлор),

– «социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни» (Э. Сепир),

– «формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества; эти формы состоят из материальных и нематериальных элементов» (К. Янг),

– «известная степень образованности; другое, более широкое словоупотребление придает культуре значение вообще быта (в случае с первобытной культурой или культурой таких эпох и народов, которые при употреблении слова в первом значении должны быть названы некультурными…» (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона).

Анализируя весь спектр представленных определений, можно сделать вывод, что есть некоторые существенные черты интересующего нас явления, которые объединяют вышеперечисленные варианты.

Итак, общим местом являются следующие положения:

– культура – это то, что отличает человека от природной среды (культуру называют «второй природой»), это характеристика человеческого общества;

– культура не наследуется биологически, но предполагает обучение, воспитание, культивирование;

– культура – это исторически возникшее явление, она появляется вместе с человеческим обществом и развивается вместе с ним во времени и пространстве.

Остановимся на одном из возможных вариантов определения сущности культуры: культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к себе, к обществу и природе.

В России термин «культура» употребляется в соответствии с немецкой традицией, французы и англичане предпочитают термин «цивилизация». По поводу различения этих понятий существует масса всевозможных суждений в современной культурологии. В качестве иллюстрации приведем цитату из интервью А. И. Солженицына: «Культура – это возделывание внутренней стороны жизни человека, его души, цивилизация же – возделывание внешней, материальной стороны его жизни».

В 1970-х было очень популярно семиотическое направление в гуманитарном знании. В свете этой теории культуру стали рассматривать как практики означивания. Клиффорд Гирц говорил о «сети означивания, в которой подвешено человечество». Реймонд Уильямс писал о «системе означивания, посредством которой … сообщается, передается, воспроизводится, переживается и изучается социальный порядок».

Все социальные системы предполагают означивание. Жилье – вопрос потребности, но оно включается в систему означивания, как только внутри этой потребности начинают проявляться социальные различия. Обед в шикарном ресторане невозможно свести к удовлетворению базовой потребности в пище, это уже область означивания, и т.д.

Терри Иглтон предлагает описывать культуру «как комплекс ценностей, обычаев, убеждений и практик, составляющих образ жизни специфической группы». Знаменитая формулировка Э.Б. Тайлора, предложенная атропологм в его «Первобытной культуре», гласит, что «культура слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества».

Стюарт Хол : культура – всё, что не передается генетически; это «живые практики» или «практические идеологии, позволяющие обществу, группе или классу переживать, определять, интерпретировать и осмыслять условия существования».

Определение, которое дает культуре Реймонд Уильямс (выдающийся теоретик второй половины ХХ в.), обнаруживает ее двойственную природу – материальную реальность, сопряженную с переживаемым опытом: «культура – это структура чувства». У него же в разных работах встречаются следующие варианты определений: стандарт совершенства; умственная привычка; искусство; общее интеллектуальное развитие; цельный образ жизни; система означивания; взаимосвязь элементов в образе жизни.

Т. Иглтон подмечает, что конфликт между широким и узким значением термина «культура» сегодня привел к тому, что экспансия данного понятия не имеет границ. Мы слышим о «культуре обслуживания», «культуре боли», «культуре футбола», «культуре употребления пива»… Ровно так же обстоит дело с термином «философия»: «философия фотографии», «философия рыбалки», «философия войны»…

Широкое понимание термина опирается на признание универсального характера культуры как формы субъектности (субъект понимается широко – от личности до нации). В этом смысле культура означает ценностное поле, в котором существуют люди, и которые они разделяют в силу своей человеческой природы. Культура-как-искусство – концентрированная форма этого поля. «У высокой культуры положение как у Всевышнего – она взирает отовсюду и из ниоткуда».

Иглтон предлагает разделять Культуру и культуру. Суть Культуры в том, что она лишена культуры: ее ценности относятся не к какой-то конкретной форме жизни, а к жизни человека вообще. Поскольку ценности Культуры универсальны, но не абстрактны (!), для ее расцвета требуется локальное прибежище. Не может быть особой корейской версии категорического кантовского императива. Культура иронично относится к своей исторической среде: если ей нужна именно эта сцена для собственного осуществления, Культурой она является именно потому, что преодолевает указанную среду в движении к универсальному. Как форма связывает элементы произведения в единое целое, культура обозначает связь между конкретной цивилизацией/культурой и универсальным человечеством.

Культура как универсальная форма человеческого бытия тяготеет к индивидуальному, а культура как идентичность – к партикулярной коллективности, как бы парадоксально это не звучало. Именно в уникальности раскрывается универсальный потенциал, и он же мешает конвенциальным договоренностям внутри конкретной общности. Иглтон: «Культура является духом человечества, нашедшим конкретное выражение в конкретных произведениях, ее дискурс связывает индивидуальное «Я» и истину Человеческого без посредничества исторически частного. Частности – чистая случайность, комбинаторика, контингентность.

Главное открытие всех этих дисциплин – нет одной культуры для всех. Есть универсалии, но в каждом контексте они работают по-разному. Например, в Европе было не одно Возрождение, а как минимум два (итальянское и северное).

У Клода Леви-Стросса есть работа «Три гуманизма», там он выделяет: 1-й Ренессанс – легализацию языческой античности в Европе ; 2-ой – метафизическое открытие для себя европейцами Востока (18 век); 1871 – выход книги Тэйлора «Первобытная культура» (легализована первобытность как полноправная часть системы К.). Сейчас это очевидно, но тогда это был важный переворот в сознании.

Читайте также:  Сон ветер на улице

И если «культур» много, то знание о К. и существование/бытие в К. не совпадают. То, что я ЗНАЮ о даосизме не означает мою принадлежность к нему. Поэтому в процессе изучения дисциплины «Теория и история культуры» важно не просто получить ЗНАНИЯ о культуре/о культурах, но сформировать КУЛЬТУРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ (процесс занимает всю жизнь).

Культурология даёт знание о культуре и разных культурах, а философия/теория культуры отвечает на вопросы – где Я в этом многообразии? Что считать своим? Задача теоретика культуры – с позиции ВСЕЙ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ увидеть день сегодняшний и «считать» смыслы.

ОБЪЕКТ – культура во всём её многообразии, в единстве и уникальности происходящих в ней процессов.

ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ ДИСЦИПЛИНЫ – формы и типы культуры; способы её бытийствования; историческая динамика культуры.

Источник

Подходы к определению понятия «культура»

Дата публикации: 25.11.2017 2017-11-25

Статья просмотрена: 2629 раз

Библиографическое описание:

Скороход, Л. А. Подходы к определению понятия «культура» / Л. А. Скороход. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 47 (181). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/181/46717/ (дата обращения: 16.04.2021).

В статье автором представлены различные подходы к определению понятия «культура», выделяя многообразие трактовок, обусловленное ее феноменом.

Ключевые слова: культура, сущность культуры, структура культуры

The author suggests different approaches to the definition of the concept of «culture» highlighting the diversity of interpretations due to its phenomenon.

Keywords: culture, essence of culture, structure of culture

Начиная с XVIII века, культура становится предметом фундаментального исследовательского интереса. К ней обращают свои взоры многие выдающиеся мыслители. В последующие два века этот интерес усиливается едва ли не в геометрической прогрессии. По состоянию на сегодняшний день известны более тысяча её дефиниций. Более того, предпринимается немало попыток сгруппировать эти разноречивые понятия по некоторым схожим смыслам и признакам.

Культура — основная характеристика человеческого общества, его развития, существования, система ценностей, норм, идей, моделей поведения в символической форме, транслируемых и передаваемых из поколения в поколение. Система ценностей является повседневным ориентиром жизни человека, практическим отношением к предметам и явлениям. Это система может быть продуктом труда, предметом товарного обмена или предметом искусства. При более детальном рассмотрении можно сказать, что ценности — это неких набор идеалов, образцов поведения, норм, произведений культуры и искусства, результатов исследований, технологий и пр.

В зависимости от вида субъекта культуры выделяют следующие структурные составляющие данного понятия: элитарная, или высокая культура (создается привилегированными группами общества и для них же, характеризуется узкой целевой направленностью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью), массовая культура (приспособлена ко вкусам и потребностям широких масс потребителей культуры, характерная черта которой — высокая тиражированность), народная культура (культура широких народных масс, сформированная с момента образования национального государства, в основе которой лежат традиции и обычаи, выстроенные на опыте масс и самодеятельности народов-носителей).

Под культурой сегодня, в широком смысле, понимают всю совокупность человеческой деятельности: накопленные социумом навыки и умения, в том числе материализованные в виде артефактов, формы и способы самопознания и самовыражения, набор клишированных кодов, предписывающих человечеству модели поведения, выполняя тем самым воспитательную, гносеологическую, регулятивную, ценностную и другие функции. Общие явления, типичные для всех представителей культур, проявляющиеся во всех обществах и группах называют культурными универсалиями.

Многообразие трактовок понятия «культура» отражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. Например, культуру описывают, как идеальную сторону жизни людей, их отношений, поведений. Культура — это идеалообразующая сторона жизнедеятельности людей. Именно в сфере культуры создаются идеалы отношения человека к человеку, идеалы хозяйственно-экономических отношений, идеалы социального поведения: семейной жизни, этических отношений [4,с.139]. Так же культуру трактуют, как уровень развития людей. Культура — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Некоторые авторы считают, что культура — это достижения всех людей за все периоды и во всех областях. Культура — это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу [2, с.257].

Культура — многозначное, не имеющее четкого определенного термина слово. Культура — это совокупность духовных ценностей и норм, которые присуще большой социальной группе, народу или нации, определяющий уровень развития общества в целом. С понятием «культура» связаны такие понятия как «культурные ценности», «культурное наследие», «культурные блага», «культурная деятельность».

Исходя из всего вышесказанного и объединив научные подходы исследований, сформируем «современное» представление о культуре.

Итак, культура — это:

– система ценностей и норм, поддерживающих социализацию общества;

– комплекс идей и их материальных воплощений, включающий в себя воспроизводство и развитие человека как субъекта деятельности;

– система культурных универсалий, обладающих структурными, функциональными и динамическими закономерностями;

– совокупность артефактов, знаний, верований, выражающих адаптацию и репродуцирование жизненного уклада человечества.

Следовательно, понятие «культура» можно определить как мир сознательного человеческого бытия, созданный и созидаемый людьми в процессе взаимодействия с природой и между собой, который выражается в материальных, духовных и социальных продуктах (нормах, обычаях, целях, отношениях, процессах, идеях, ценностях, формах поведения и других искусственных явлениях и объектах), лежащих в основе общественной, коллективной и индивидуальной жизни. Культура, как вторая природа, также означает то, что она, как и природа, существует объективно, независимо от конкретного индивида. Это своего рода результат взаимовлияния природы и человека.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Советы экспертов и специалистов