Современные трактовки социального государства

Современные представления о социальном государстве.

Значительный научный интерес представляют подходы к трактовке сущности социального государства зарубежных исследователей. Для немецких ученых характерно прежде всего увязывание деятельности такого государства по социальной защите граждан и рыночной экономики, покоящейся на частной инициативе и приносящей средства для социальных программ.

Более сложные научные схемы выстраивают испанские специалисты по теории социального государства. Так, например, М. А. Гарсия Эррера рассматривает его в контексте отношений между экономикой и политикой, политической властью и рынком, когда капиталистическое развитие экономики сочетается с внедрением публичной власти в рынок и распределение богатств. При этом фундаментом, лежащим в основании социального государства, является пакт между политическими классовыми организациями с противоречивыми интересами, после заключения которого согласовываются основные документы, радикальным образом затрагивающие форму государства, экономическую структуру и условия жизни граждан. Само социальное государство, базирующееся на социальных преобразованиях и достижении материального равенства, существует только лишь пока материализуются характеризующие его социальные идеи.

Успешное функционирование социального государства возможно лишь на основе высокоразвитой экономики, которая должна быть эффективной, социально ориентированной, служащей интересам всех слоев общества. Примером конституционного обеспечения экономической базы социального государства может служить Конституция Испании, согласно которой “все виды богатства страны в своих различных формах, независимо от собственника, служат общим интересам” (ст.128), а по ст.131 государство наделяется правом “посредством издания закона планировать общую экономическую деятельность в целях удовлетворения коллективных потребностей, обеспечения равномерного и гармоничного развития регионов и отраслей и стимулирования роста доходов и богатств, а также наиболее справедливого их распределения”

Признаки государства: народ, территория, наличие власти, налоговая и финансовая системы, суверенитет, система права.

Социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности. Социальное государство знаменует высокий уровень сближения целей и гармонизации отношений государственных институтов и общества.

Сущность социального государства состоит в обеспечении становления и утверждения в обществе принципов социальной справедливости и солидарности посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества на основе признания, соблюдения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности с ограничением государственной власти правом

Однако на теоретическом уровне существует два диаметрально противоположных подхода к соотношению понятий «правовое государство» и «социальное государство».

Согласно одному из них, между правовым и социальным государством существует принципиальное противоречие: правовое государство, признавая юридическое равенство людей и их организаций, оставляет без внимания их реальное социально-экономическое неравенство, особенно в сфере производства, обмена, распределения и потребления, социальное же государство стремится к «сглаживанию» неравенства, однако вся социальная деятельность лежит вне правового поля.

Согласно другому, принцип «социального государства» — перераспределение национального дохода в пользу социально слабых — не противоречит принципу «правового государства» — господству права и формальному равенству, поскольку именно использование понятия «формальное равенство» дает возможность рассматривать социальную политику государства не как благотворительность, а как «выравнивание» возможностей.

социальным может быть только правовое государство, то есть такое, в котором правовые механизмы развиты настолько, что они способны уберечь власти от «перераспределительного произвола» и не позволить социальному началу государственности навредить ее правовому началу.

Констатация правовой природы социального государства фактически закрепила за государством его социальные функции, которые не просто приобрели правовые основания, но стали ведущими для государства, трансформируя, в свою очередь, правовую базу государства.

Социальное государство является очередной ступенью эволюционного развития государственности. Объективные причины его возникновения связаны с изменением роли человека на производстве, когда ведущее отношение «государство—личность» пришло на смену отношению «государство-общество». Поэтому диссертант приходит к выводу, что правовое и социальное государство отнюдь не антагонисты: их принципы не входят в непреодолимое противоречие, принципы социального государства играют роль ограничителя все возрастающей диспропорции уровней жизни различных слоев населения.

Дата добавления: 2016-06-29 ; просмотров: 7380 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Статья на тему»Современная концепция социального государства»

Современная концепция социального государства.

Некоторые из этих взглядов впервые были закреплены в Политической конституции Мексики 1917 г. (в Учредительном собрании, принявшем эту Конституцию, было несколько рабочих и крестьян) и Веймарской конституции Германии 1919 г. Обе были приняты на волне революционных событий и содержали важные социальные положения (о праве на образование, о социальной функции частной собственности и др.), хотя тезиса о социальном государстве в них не было. До Второй мировой войны некоторые социальные положения были включены в Конституцию Ирландии 1937 г. (она тоже принималась в условиях борьбы за независимость от Великобритании). Статья 45 этой Конституции говорила о социальной справедливости и недопустимости концентрации собственности в руках немногих.

Наиболее отчетливый социальный характер в то время имела «сталинская» Конституция СССР 1936 г. Она провозглашала диктатуру пролетариата, власть Советов рабочих и крестьян, господство социалистической собственности на средства производства, содержала такой перечень социальных прав, которых тогда не было в самых передовых конституциях Запада (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, здравоохранение и др.). В советской науке того времени единственно возможным государством, которое должно было выполнять социальные функции в обществе и, более того, преобразовать общество на новых началах по пути к коммунизму, считалось социалистическое государство. Конституция 1936 г. говорила также о роли общественных организаций, о демократии, хотя в стране существовал тоталитарный режим. Тем не менее, положения этой Конституции о правах гражданина, правда, дарованных социалистическим государством (существование прирожденных прав человека отвергалось), оказали влияние на последующие конституции других стран.

Впервые термин «социальное государство» был включен, видимо, в Основной закон Федеративной Республики Германии (ФРГ) 1949 г. (так официально называется действующая и сейчас Конституция Германии). ФРГ тогда была создана на основе объединения трех оккупационных зон западных держав после Второй мировой войны. Затем термин «социальное государство» был включен в Конституцию Франции 1958 г. Ныне он воспринят многими конституциями стран Европы и Латинской Америки. Содержание термина «социальное государство», его цели в Конституции ФРГ не разъяснялись, как не разъясняются и в других конституциях Запада, но в них содержатся перечень социально-экономических прав и некоторые другие социальные положения, о которых говорится ниже.

Положение о социальном государстве есть в ст. 7 Конституции РФ. Она устанавливает: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Таким образом, содержание социального государства концептуально выражено через целеполагание, но оно дает хорошее представление о сути социального государства, как оно понимается в России. Социальное целеполагание (строительство социализма, коммунизма) всегда было особенностью конституций в СССР и в России. Хотя говорилось, в том числе с самых высоких трибун, что конституция – это не программа, программные положения в том или ином объеме всегда были в таких конституциях. Действующая Конституция РФ называет две составляющие социального государства: достойную жизнь человека и его свободное развитие. О самом тезисе «РФ –социальное государство» мы скажем ниже.

В западной литературе свое первое концептуальное истолкование социальное государство получило в 60–70-х годах ХХ в., когда в обстановке послевоенного восстановления Европы и последующего развития на базе новых передовых технологий существенно вырос уровень жизни населения. В литературе была сформулирована концепция «государства благоденствия» (welfare state), появились даже фильмы, показывающие, как люди умирают от избытка удовольствий, перегруженные плодами изобилия и безбедной жизни. Исследования о государстве благоденствия продолжали издаваться и в 90-е годы (в них различались три модели социального государства – либеральная модель в США, социал-демократическая в Скандинавии (некоторые авторы называют и Нидерланды) и корпоративная в Германии), но уже в 80-е годы, отчасти в связи с кратковременным бензиновым кризисом в Европе, почувствовались другие веяния.

Читайте также:  Сон есть растаявшее мороженое

Статистика обнаружила, что к благоденствующим лицам можно отнести только треть населения, а в литературе общество, существующее в западных странах, получило название «общество двух третей». Стало ясно также, что всех облагодетельствовать нельзя, у государства нет для этого средств. Кроме того, был обоснован тезис, что упование на благодеяния государства порождает в том числе хозяйственную апатию человека, его иждивенчество, а это ведет к упадку общества. В науке появился неологизм переосмысленных слов «welfare state» – словосочетание «work-fare state», что приблизительно означает «государство, благоприятствующее труду», или «благополучие, основанное на труде».

В результате появились концепции, согласно которым социальное государство обязано обеспечивать инфраструктуру (образование, медицину, средства связи и др.), но не благоденствие, а только основные нужды любого человека (понятие основных нужд точно не определено, но некоторые подсчеты в денежном выражении существуют, о них мы скажем ниже). Такие положения можно встретить даже в официальных объяснениях к проектам новых конституций (Конституции Перу 1993 г.).

Финансово-экономический кризис, начавшийся в 2008 г., обострил социальные проблемы. Критика вопиющего социального неравенства, действий спекулятивного капитала, который является основным виновником кризиса, осуждение олигархов финансового бизнеса, критика капиталистического общества, где существует приниженное положение роли труда человека, поднимается не только «снизу», но и «сверху». Президент Франции Н. Саркози, которого некоторые его коллеги напрасно причисляют к социалистам, заявляет, что не годятся мир и государство, где «рантье был бы выше трудящегося» (рантье – лицо, получающее проценты от капитала и тем живущее. – В.Ч.).

Теперь возникает проблема поиска реальных индикаторов социального государства в новых условиях. Путем изучения конституций, законодательства, исследований ученых, оценок политических деятелей мы попытаемся вычленить такие индикаторы, во первых, помня о печальной судьбе концепции государства благоденствия; во-вторых, не забывая об основных нуждах человека и о роли труда в его жизнеобеспечении; в-третьих, учитывая, что требования к социальному государству, например в странах Скандинавии и государствах Африки, могут быть и являются на данном историческом этапе развития совсем не одинаковыми; в-четвертых, учитывая реальные возможности государства, ибо они зависят от состояния общества, из воздуха их взять невозможно, любой популизм, желание понравиться «массам», необдуманные обещания могут принести только вред (мы в России это проходили уже неоднократно); в-пятых, руководствуясь, на наш взгляд, верными (хотя, может быть и недостаточными) ориентирами ст. 7 Конституции РФ: достойная жизнь и свободное развитие человека.

Кризис остро ставит вопрос и о реальном существовании социального государства. В самых высокоразвитых странах есть много людей, которые живут на 2,1 долл. США в день, это граница физического выживания, недалекая от смерти (а некоторые не имеют и этого). Много бездомных. Вместе с ними зимой 2010 г. Пробовал спать на мостовой в Лондоне в спальном мешке наследник престола Великобритании принц Вильям. Он потом ушел, но ведь бездомные остались. Поэтому, видимо, есть страны, по многим параметрам отвечающие понятию социального государства, но вряд ли где-нибудь есть абсолютное социальное государство, обеспечивающее достойный уровень жизни для всех и свободное развитие любого человека на уровне требований ХХI в. Это в значительной мере идеал, и для приближения к нему важно выработать и закрепить в конституциях некоторые, хотя бы наиболее общие, постулаты такого государства. Конституционное закрепление таких индикаторов призвано иметь ориентирующее и воспитательное значение. Оно позволит объединить передовые силы общества на основе общих принципов.

На наш взгляд, современная концепция социального государства предполагает изменение отношения к собственности. К выводу о необходимости социальной функции частной собственности пришли уже 90 лет назад, хотя это положение, как и положение о возможности национализации частной собственности в общественных интересах только на основе закона и при справедливой компенсации, есть далеко не во всех конституциях. Нет достаточно ясных положений о природных богатствах страны. Нет многих из таких положений и в Конституции РФ, что ведет к расхищению природных богатств, несправедливым доходам, коррупции в связи с избыточными средствами, разложению морали общества из-за поведения олигархов и их присных. Между тем, например, в Основном низаме Саудовской Аравии 1992 г. (основной низам – документ типа конституции, хотя подлинной конституцией считается Коран), говорится, что «священной» является публичная собственность, а не частная, как это было в Европе (ст. 17). Современные условия требуют еще раз основательно продумать вопрос о соотношении разных форм собственности в социальном государстве, их правовом положении, их роли, весомости в хозяйстве страны.

Второй традиционный индикатор – закрепление в конституциях социально-экономических прав человека и гражданина. С этого началась по существу юридическая разработка в науке концепции социального государства. Теперь права такого рода содержатся в той или иной мере почти во всех конституциях стран мира, есть Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в 1996 г. принята пересмотренная Европейская социальная хартия. Нет социально-экономических прав обычно в конституциях государств, где господствует влияние англосаксонского права, ибо в нем правами считаются те, которые можно защищать в суде посредством конкретного иска, а многие социально-экономические права имеют общий характер (никакой суд не даст, например, работу безработному, если он придет в суд требовать работу, ссылаясь на конституционное право на труд).

Отсутствие в конституциях таких положений вовсе не означает, что социально-экономические права в англосаксонских странах не признаются. Существует обширное социальное законодательство (в США соответствующие положения есть и в конституциях штатов), а реальная социальная обеспеченность человека во многих из таких государств гораздо выше, чем в странах, в конституциях которых говорится о социальном государстве и социально-экономических правах человека. Тем не менее включение в конституцию положений о социально-экономических правах, на наш взгляд, необходимо для современной концепции социального государства.

Видимо, наиболее отчетливой демонстрацией этого принципа являются нормы (и установленные размеры) о минимальной заработной плате (МРОТ) на предприятиях всех видов собственности (это относится не только к предприятиям публичного сектора) и о прожиточном минимуме (потребительской корзине). В некоторых западных конституциях (включая Латинскую Америку) есть оба эти положения, в российской – только первое. МРОТ в наиболее благополучных западных государствах по российским меркам чрезвычайно высокий (в Люксембурге и некоторых других государствах более 2 тыс. долл. США в месяц, т.е. более 60 тыс. руб.), он намного выше российского (в 2010 г. 4330 руб. в месяц). В Испании МРОТ 600 евро, т.е. около 26 тыс. руб. в месяц, в Чехии – 415 евро, т.е. около 18 тыс. руб. в месяц. На деле средняя заработная плата везде значительно выше МРОТ (в Испании – около 1600 евро в месяц, т.е. около 70 тыс. руб., в России в 2007 г. – 13 627 руб.).

Потребительская корзина, размер которой в России ежеквартально устанавливается постановлениями Правительства РФ, тоже крайне бедна (на конец 2009 г. 5187 руб. (если доход на члена семьи не достигает этой суммы, выплачивается субсидия)). В благополучных странах потребительская корзина превышает тысячу долл. США. Нужно учесть при этом, что по индексу человеческого развития, опубликованному экспертами ООН по 182 странам в 2009 г. (данные за 2007 г.), Россия спустилась на 71-е место (для сравнения: на первом месте Норвегия, на восьмом Франция, 13-е место занимают США, 22-е – Германия, 36-е – Чехия, 41-е – Польша, 51-е – Куба, 92-е – Китай). Как работаем, так и живем, и наоборот. Разрыв в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных в Москве составляет 34 раза (по стране в целом по официальной статистике вдвое меньше), но это больше, чем в США и более чем вдвое больше, чем в Западной Европе. О российских олигархах лучше умолчать.

Сравнения, сделанные выше, а также изучение других обстоятельств (о них – ниже), свидетельствуют о том, что Россия еще не является социальным государством. Она обладает только некоторыми элементами социального государства.

С социальной справедливостью связана социальная ответственность. Таких прямых формулировок нет в конституциях. В научной литературе, в периодической печати обычно говорится о социальной ответственности бизнеса, но это односторонняя трактовка. Видимо, правильнее говорить о многосторонней ответственности работников, работодателей и публичной власти. Каждая из этих сторон иногда своими действиями причиняет ущерб экономике и социальным отношениям, а вопросы ответственности решаются в частном плане (в России бывают штрафы и дисквалификация до трех лет, присуждаемые судом директоров предприятий за невыплату заработной платы, были признаны незаконными единичные забастовки, но представители власти ответственности за провалы в экономике не понесли (по официальным данным, ВВП в России снизился на 7%, по неофициальным – больше, и мы говорим, что все хорошо (запасы фондов иссякли и закончатся в 2010 г.)). А в странах Запада снижение на 1,5–2% рассматривается как катастрофа, работают следственные комиссии парламентов, вызываются банкиры и высокопоставленные деятели, которые публично извиняются. В России мы этого не слышали.

Читайте также:  Священник с крестом сонник

Социальную справедливость можно осуществлять, если в стране наблюдается социально ориентированная экономика. Такое положение встречается в отдельных конституциях, хотя в различных и сокращенных формах. В некоторых новых конституциях есть положения о планировании экономики (индикативном, а не директивном, как это было при тоталитарном социализме). Россия была пионером планового регулирования. Сейчас в Конституции РФ этого положения нет. Вопрос о социально ориентированной экономике имеет множество сторон, в частности, это определение пропорций доходов государственного бюджета (в подавляющем большинстве государств мира в отличие от России существует пропорциональная система налогообложения: богатый платит больше) и его расходов (на медицину, образование и т.д.). Юридическими методами исследований этот вопрос решить нельзя, требуются знания представителей многих наук. По подсчетам одного из комитетов Государственной думы, в России на социальные цели расходовалось вдвое меньше, чем на оборону и правоохранительную деятельность. По неоднократным заявлениям Правительства РФ основная доля расходов бюджета 2010 г. идет на социальные нужды.

С концепцией социального государства тесно связан принцип социальной демократии. Он всегда выдвигался разными направлениями социалистических теорий на первый план. В конституциях таких положений нет, как и тезисов о принципах распределения общественного продукта, о соотношении меры труда и меры потребления и др.

Современное социальное государство – это не только государство социальной поддержки, социального выравнивания, как оно мыслилось в зачатках этой концепции, но и социально-регуляционное и социально-арбитражное государство. Вывод о регуляционной роли государства давно признан в западной науке, некоторые ее известные представители-экономисты были награждены за разработку таких идей Нобелевскими премиями (первоначально американский автор В. Леонтьев). Социально-арбитражная роль государства изучалась меньше.

Видимо, в современных условиях (особенно в период кризиса) государство, чтобы становиться социальным государством, должно выполнять четыре главные функции по отношению к экономике и в какой-то мере и в специфических формах – по отношению к социальной сфере жизни вообще. Это организационная, регуляционная, контрольная и социально-арбитражная функции. В разное время на первый план в этих функциях могут выдвигаться разные задачи, неодинаковые формы деятельности.

При выполнении организационной функции на первый план в современных условиях, видимо, выдвигается задача организации правильных взаимоотношений производственного и финансового секторов экономики, обеспечения их необходимых пропорций, а также пропорций публичного и частного секторов (в том числе мелкого и среднего предпринимательства). Кроме государства эту задачу выполнять некому, но в данном случае нужны не авторитарные методы, а правовые способы стимулирования, дозволения, поддержки, требований и запретов законом, если это необходимо. Это делалось Ф. Рузвельтом в США для преодоления кризиса 30-х годов, делается в некоторых странах и теперь, но достаточно робко. Пределы организационной функции государства в экономике еще не совсем ясны.

Регуляционная функция в современных условиях имеет свое главное назначение в преодолении вредных последствий стихии свободного рынка. Совсем свободного рынка по существу никогда не было, государство всегда в какой-то мере его регулировало (например, вводя денежное обращение). Свободный рынок в определенном понимании этого термина – свобода конкуренции в пределах закона – необходим, это движущая сила развития экономики. Но необходимы и государственная монополия, и властное государственное регулирование в отдельных областях. Отрегулировать отношения свободы рынка и административных методов управления – важнейшая задача регулирующей функции государства. Пока что это делается методом проб и ошибок.

Решать данную задачу по объективным и субъективным условиям (в том числе и относящимся к властным структурам) крайне сложно и до конца решить, видимо, невозможно, но делать это шаг за шагом следует. В России в качестве первого шага можно было бы ввести пропорциональное налогообложение (этого давно требует общественное мнение), решить вопросы о ренте в связи с добычей полезных ископаемых, ограничить несправедливые доходы банков, получаемые в результате неверных прогнозов правительства об уровне инфляции и ее фактическом размере (банки получают огромные деньги от процентов вкладчиков в результате этой разницы). Есть много других назревших мер, их видит общественное мнение, но власть, видимо, больше опасается обидеть крупный капитал, который может при ручных методах управления в России дезорганизовать экономику.

Источник

Современные представления о сущности социального государства

Понятие, сущность и значение социального государства, условия его возникновения и этапы развития, общесоциальные функции. Характеристика принципа индивидуальной свободы, социальное назначение государства, его отличительные черты, специфика деятельности.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 18.08.2014
Размер файла 20,9 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития

2. Современные представления о сущности социального государства

3. Социальное назначение государства

4. Социальные функции государства в истории его развития

5. Характерные черты современного социального государства

Список используемой литературы

1. Социальное государство: условия возникновения и этапы развития

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 г. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и др. государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Следует отметить, что несомненно катализатором процесса развития идеи социального государства и воплощения ее в жизнь на Западе было возникновение Советского государства, постоянно декларировавшего в своих Конституциях и других законодательных актах социальную ориентированность политики. И, хотя политическая теория и декларации социализма находились в противоречии с реальностями отсутствия демократии, гражданского общества, правового государства и частной собственности как экономической основы этих институтов, нельзя отрицать реальных достижений в социальной политике социалистических государств. Разумеется, что в названных социально-экономических условиях социально ориентированная деятельность социалистического государства могла иметь только патерналистский (отеческий) характер, связанный с установлением убогого равенства.

2. Современные представления о сущности социального государства

Различают два основных подхода к сущности государства:

При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.

При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.

При рассмотрении государства в развитии прослеживается закономерность постепенного перехода от классовой сущности государства к социальной.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.

Читайте также:  Скачать анимацию сладких снов

В современных цивилизованных обществах происходит сужение принудительных функций государства, расширение и обогащение социальных функций, что приближает перерастание государства в организацию всего общества, в полностью правовое государство (например, в некоторых передовых странах Запада).

3. Социальное назначение государства

Понятие «социальное государство» возникло после второй мировой войны, когда возник лагерь социализма, а идеи социалистического переустройства общества были достаточно популярны. В этих условиях ученые и политики капиталистических стран высказывались о том, что богатые должны поделиться частью своего богатства с бедными в противном случае они могут потерять все.

Следует отметить, что для высказывания этих идей имелись достаточно веские основания, поскольку государство нередко действовало в интересах богатых людей, создаваемых ими экономических структур, в первую очередь, могущественных промышленных и финансовых корпораций, оказывавшие сильно влияние на государственные органы, правительство, которые нередко становились их слугой и выполняли их волю. В результате роль государства, как органа всего общества, призванного выражать и защищать его интересы, значительно снижалась. В результате государство нередко противостояло основной массе населения, вызывая с его стороны негативное отношение, что приводило к конфронтации, классовой борьбе и стремлению народа разрушить такое коррумпированное государство

В настоящее время сложилось представление о социальном государстве как об определенном виде государства, имеющем свои специфические черты. Оно характеризуется как демократическое государство с устойчивой развитой экономикой, позволяющей ему решать основные социальные вопросы жизни общества.

В зависимости от распределения полномочий в решении социальных вопросов социальные государства могут быть разделены на следующие виды: а) государства в которых все полномочия в социальной сфере принадлежат центральным государственным органам; б) когда эти полномочия распределены между центральными и местными органами, а в федеративных государствах также и органами субъектов федерации.

Первый способ решения социальных проблем характеризуется тем, что все предназначенные для социальной сферы материальные и финансовые ресурсы сосредоточиваются в едином государственном бюджете и их величина и направления расходования определяются центральными государственными органами из государственного бюджета. Местные органы в решении вопросов социального обеспечения не принимают участия и только выполняют решения центральных органов.

4. Социальные функции государства в истории его развития

Государство со времени своего появления являлось социальным образованием и выполняло определенные общесоциальные функции. Однако содержание этих функций, их направленность во многом определялась характером самого государства. Так, если государство было классовым, то многие социальные задачи решались с позиций господствующего класса, а если власть принадлежала небольшой группе, клану, то на переднем плане стояли задачи и цели клана.

Одновременно любое государство было вынуждено решать и общесоциальные задачи. Одной из основных социальных функций, которую выполняло государство с момента своего возникновения, была функция спасения человечества от самоуничтожения в результате внутренних противоречий, раздоров, кровавой борьбы и междоусобицы. Борьба за землю, недвижимость, другие материальные ценности между группами людей, кланами была жестокой и безкомпромиссной. Государство столь же жесткими, карательными методами наводило порядок, расправлялось с разбойниками, ворами, погромщиками, бунтовщиками.

Данную функцию выполняли специальные вооруженные отряды и органы. Первоначально это были княжеские дружины, другие вооруженные подразделения. В последующем были сформированы специальные органы полиции, жандармерии, милиции.

Эта функция может быть названа функцией обеспечения внутренней безопасности государства, сохранения мира и определенного порядка в стране.

Второй исторический социальной функцией государства являлось обеспечение его внешней безопасности. Эта функция включала в себя не только охрану внешних границ, но и борьбу с проникновением иностранных лазутчиков, террором, подкупом государственных служащих со стороны других стран. Для выполнения этой функции государство создавало армию, другие специальные вооруженные подразделения и органы.

При рассмотрении функций по обеспечению внешней, внутренней, экономической и иной безопасности следует различать безопасность самого государства, как определенной структурной и функциональной организации, и безопасность общества в целом.

Безопасность государства заключается в поддержании конституционных форм организации и деятельности государственных структур, соблюдении ими законности, строгом выполнении функций, сохранение формы государственного устройства, формы государственного правления, политического режима и т.п.

Основным условием безопасности государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также наличие сдержек и противовесов, которые обеспечивают стабильность организационной структуры государства и его деятельности.

При разделении властей законодательные органы, издавая законы, определяющие функции, полномочия и характер деятельности государственных органов всех ветвей власти, порядок их взаимодействия, способ финансирования и т.д. Исполнительная власть действует на основании, в соответствии и во исполнение этих законов. Судебная власть осуществляет конституционный контроль за деятельностью законодательной и исполнительной властей, соблюдением ими требований Конституции и законов.

Безопасность общества представляет собой самостоятельное явление, отдельное от безопасности государства. Она обеспечивается такой политикой государства, благодаря которой в обществе не возникает противостояния, социальных конфликтов, классовой или межнациональной борьбы и насилия. Эта политика характеризуется: социальной справедливостью, обеспечивающей мирное сосуществование различных слоев, классов, религий, наций; равноправием граждан, организаций и государства во взаимоотношениях друг с другом; возможностью разрешения политических и иных конфликтов в судебном порядке независимым судом; экономической свободой деятельности граждан и коммерческих частных структур, равноправием всех форм собственности, судебной защитой экономических прав; политическим плюрализмом, многопартийностью, наличием оппозиционных партий, свободой слова, печати; открытостью общества, отсутствием секретных карательных и иных силовых структур, публичной деятельностью государственных органов; национальным, религиозным равноправием.

5. Характерные черты современного социального государства

Современная наука пока не выработала единого понимания социального государства. До сих пор не решен вопрос, обладает ли понятие «социальное государство» относительной самостоятельностью или оно выражает конституционно закрепленную функциональную зависимость между сущностью, содержанием и формой государства.

Идея новой исторической формы социального государства должна содержать и учитывать весь накопленный опыт социальной деятельности: в нее включаются и обязанности государства по социальной защите, и обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться.

Наиболее характерные черты социального государства определяются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией, направлена «на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Современная наука пока не выработала единого понимания социального государства. До сих пор не решен вопрос, обладает ли понятие «социальное государство» относительной самостоятельностью или оно выражает конституционно закрепленную функциональную зависимость между сущностью, содержанием и формой государства.

Список использованной литературы

1. Алексеев С.С. Государство и право. М, 1996

2. Денисов А.И. Сущность и формы государства.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 1996

3. Лейст О.Э., Мачин И.Ф. Гражданское общество и современное государство

4. Г.В.Мальцев. Право и экономическая власть. В кн. «Правовое государство, личность, законность». М., 1997. С. 53-58..

6. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Политология». 2000.

9. Чиркин В.Е. Социальное государство: юридические индикаторы // Российский юридический журнал. 2007. N 4. С. 54.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Современные представления о сути и политике социального государства. Либеральная, корпоративная, общественная (социал-демократическая) модель социального государства. Гражданское общество и его отношения с социальным государством: уроки развитых стран.

шпаргалка [87,6 K], добавлен 19.12.2011

Характеристика сущности государства. Понятие, признаки, функции государства. Множество различных определений государства. Социальное назначение государства и соотношение государства, общества и личности. Общая характеристика политического режима.

курсовая работа [45,3 K], добавлен 02.03.2009

Понятие, принципы и сущность социального государства. Характеристика государства как социального института, его развитие в странах СНГ. Особенности развития социальной политики в европейских странах. Предпосылки формирования социального государства в РФ.

курсовая работа [38,3 K], добавлен 16.10.2014

Теоретические концепции происхождения государства. Процесс возникновения, становления и развития идей государства. Множественность подходов к понятию государства. Сущность, понятие и социальное назначение государства. Концепция социального государства.

курсовая работа [41,9 K], добавлен 02.05.2015

Характеристика современного социального государства, его отличительные особенности и предъявляемые требования. Российская модель социальной политики как главная составляющая социального государства. Приоритетные национальные проекты: сущность и значение.

контрольная работа [20,2 K], добавлен 28.01.2012

Этапы развития концепций социального государства. Понятие, признаки, сущность и модели социального государства. Нормативно-правовое закрепление института основных свобод и обязанностей человека и гражданина, системы гарантий в социальном государстве.

реферат [46,5 K], добавлен 27.06.2014

Сущность социального государства как закономерного этапа эволюционного развития государственных форм общественного устройства. Характеристика основных моделей социального государства: либеральной, консервативной, корпоративной, социал-демократической.

контрольная работа [25,2 K], добавлен 02.06.2014

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Советы экспертов и специалистов