Современные трактовки сущности государства

Содержание

Сущность государства: основные подходы

Для более глубокого познания государства необходимо рас­смотреть сущность государства, выявить то главное, определя­ющее, что обусловливает его объективную необходимость.

Сущность государства— это внутреннее содержание ха­рактерных черт и свойств, выражающееся во внешних формах его функционирования.

О сущности государства в юридической литературе высказываются различные точки зрения, однако основными подходами считаются:

При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса. В усло­виях господства одного класса над другим неизбежно возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства характерна для недемократи­ческих, диктаторских государств, в которых хотя и существует общесоциальная направленность деятельности, но она отодвига­ется на второй план.

При общесоциальном подходе государство можно рассмат­ривать как организацию политической власти, создающую ус­ловия для общественного компромисса. В развитых демокра­тических странах государство является эффективным механиз­мом преодоления общественных противоречий путем диалога и достижения общественного компромисса. При таком подходе классовая сущность отступает на второй план.

Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др.

При анализе сущности государства необходимо учитывать все подходы, в противном случае характеристика будет одно­сторонней и необъективной.

В развитии государства прослеживается закономерность по­степенного перехода от его классовой сущности к социальной. Классовая сущность в наибольшей степени превалирует в ра­бовладельческом государстве, где вся полнота власти, все юри­дические права, возможности реализации своих интересов при­надлежат господствующему классу. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастает по мере про­движения общества от рабовладения к феодализму и далее — к капитализму.

Общесоциальная сущность государства весьма эффективно проявляется в современных высокоразвитых демократических государствах.

Таким образом, с увеличением социальной составляющей деятельности государства снижается доля его классового со­держания.

Источник

Современная трактовка сущности государства

Анализ научной и учебной литературы последнего десятилетия со всей определенностью позволяет сказать, что значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный. В то же время одни, используя оба эти подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в. Государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развития западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Другая группа исследователей считает, что сущность государства следует рассматривать одновременно и с классовых и с общесоциальных позиций, поскольку в любом государстве присутствуют как классовые, так и общесоциальные начала. Различными является лишь удельный вес каждого из них. В частности, в демократических государствах преобладают общесоциальные начала, а в антидемократических – классовые. Вследствие этого сторонники данной позиции исходят из двуединой сущности государства – классовой и общесоциальной одновременно.

В современной отечественной теории государства и права существуют и другие взгляды на сущность государства.

Суммируя эти подходы, можно констатировать, что сущность государства как определенным образом организованного общества состоит в том, что государство – это наиболее приемлемая в условиях социально – неоднородного общества форма объединения людей, которая естественным путем пришла на смену родоплеменной организации общества. При переходе к производящей экономике родоплеменная организация оказалась непригодной и под воздействием объективных факторов уступила место новой, государственной организации общества. Последняя прошла испытание временем и получила повсеместное распространение. На сегодняшний день человечество не имеет какой – либо альтернативной формы объединения людей, поскольку такой формы история еще не породила1.

Что же касается сущности государства как определенной политической организации, то она видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла как организация социального управления, т.е. управления обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформирована в самом обществе. Эта организация может носить классовый характер, быть подчинена интересам каких – либо классов или социальных групп, проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом, организацией, создающей и обеспечивающей в нем необходимый порядок. Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается неизменной[19].

Источник

3.2 Сущность государства

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства — содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А. Б. Венгеров, проф. В. Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность — самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Читайте также:  Рвать ресницы во сне

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства

36. Воззрения Фомы Аквинского на сущность государства Фома Аквинский (1224–1274) считается крупнейшим схоластом своего времени. Наибольшее раздражение у него вызывало учение Аверроэса о «двойственной истине», предполагавшее относительность суждений. Церковные постулаты

73. Воззрения Канта на сущность государства

73. Воззрения Канта на сущность государства Кант считал, что государственность порождается и оправдывается требованиями категорического императива. Осуществление права как общеобязательного возможно лишь через его наделение принудительной силой, а это обеспечивает

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства

Глава 2. Теории происхождения государства и права. Типология государства Существует множество теорий происхождения государства. Они возникали в разные периоды исторического развития у разных народов, и их изучение дает ключ к пониманию закономерностей зарождения и

Глава 3. Сущность государства и права

Глава 3. Сущность государства и права Существует множество определений государства, являющихся по сути попытками уяснить саму сущность государств, которая в научной литературе рассматривается обычно в двух аспектах: с общефилософских позиций и с позиций социальной

§ 3.1. Сущность государства

§ 3.1. Сущность государства Сущность государства как общественного явления представляет собой «многогранный стержень», который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти

§ 7.1. Механизм государства. Отождествление механизма государства с аппаратом государственной власти В предыдущих главах государство рассматривалось как некая абстрактная категория, имеющая различные формы, выполняющая разнообразные функции, прямо не касающиеся

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики

Понятие функций государства и их классификация. Взаимодействие государства и экономики Функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы. Он охватывает основные направления деятельности государства по

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.Основными причинами возникновения государства являются:1) переход от «присваивающей»

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства

2. Понятие и система правоохранительной деятельности государства как средства поддержания режима законности и дисциплины в жизнедеятельности гражданского общества и государства В соответствии с ныне действующей Конституцией РФ охрана и защита ее основополагающих

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства

ЛЕКЦИЯ № 3. Сущность и типы государства 1. Понятие и признаки государства Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами. Во-первых, эти

12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства

12. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства Главой государства являются высший государственный конституционный орган или же высшее должностное лицо государства. Глава государства обязан представлять

18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства

18. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран, полномочия главы государства Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ

3.2 Сущность государства

3.2 Сущность государства Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства

7.4 Понятие, сущность бюрократии и ее роль в выполнении функций государства Как уже отмечалось, отличительным признаком государственного аппарата является то, что в его составе работают специалисты на профессиональной основе. Их обычно называют государственными

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА

4. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ФОРМ ГОСУДАРСТВА Форма государства – организация государственной власти, включающая форму правления, внутреннее территориальное устройство и политический режим.Форма правления – структура высших органов государственной власти, порядок их

Источник

Тема 6. Понятие и сущность государства

Понятие и признаки общества. Роль государства в жизни общества

По определению В.М. Корельского, общество − это продукт взаимодействия людей, определённая организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами [1].

Общество возникло задолго до государства и длительное время обходилось без него. Объективная потребность в государстве появилась по мере усложнения внутреннего строения общества (социального расслоения), обострения в нём противоречий из-за несовпадения интересов социальных групп и увеличения числа антиобщественных элементов. Таким образом, государство пришло на смену отживающей свой век родовой организации как новая форма организации изменившегося и усложнившегося общества.

Государство — социальный институт всего общества, оно выполняет многие функции, обеспечивающие жизнедеятельность последнего. Его основное назначение заключается в управлении социальными делами, в обеспечении порядка и общественной безопасности. Государство противостоит антисоциальным, разрушительным силам. Иначе говоря, по своей глубинной сути государство — явление общесоциальное и конструктивное. Политическим и классовым оно становится постепенно, по мере развития в обществе классов, антагонистических отношений. Но даже в этих условиях оно выполняет в определенной мере конструктивно-социальные функции.

С появлением государства начинается сложная и противоречивая история его взаимодействия с обществом. Как форма организации общества и управляющая система государство выполняет функции в интересах всего общества, разрешает возникающие в нем противоречия, преодолевает кризисные ситуации. Вместе с тем иногда оно может играть и деструктивную роль — возвышаться над обществом, огосударствлять его, т. е. проникать во все общественные сферы, сковывать их, ослаблять и разрушать общественный организм. Но в общем и целом государство движется вместе с обществом вперед, постепенно становится более современным и цивилизованным, сохраняя при этом относительную самостоятельность по отношению к обществу.

Понятие и основные признаки государства

По определению В.М. Корельского, государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок [1].

По определению Л.А. Морозовой, государство – это властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, государственной казной и устанавливающая правовой порядок на определенной территории [2].

По определению А.С. Пиголкина, государство – это особая организация власти, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, отражая и согласовывая интересы различных слоев населения, руководит обществом на основе социального компромисса [3].

По определению М.И. Байтина, государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества [4].

По определению В.С. Нерсесянца, государство — это правовая (т.е. основанная на принципе формального равенства) организация публичной власти свободных индивидов [5].

В.М. Корельский выделяет следующие признаки государства:

В.Н. Хропанюк выделяет следующие признаки государства:

Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают, что государство характеризуют следующиепризнаки:

Л.А. Морозова к признакам государства относит:

Л.А. Морозова, обращает внимание, что последний из указанных признаков в литературе иногда именуют налогообложением и взиманием налогов. Л.А. Морозова выражает несогласие с такой точкой зрения, указывая что налоги – только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя, помимо налогов и обязательных платежей, государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности, золотой запас и др.

Различные подходы к пониманию сущности государства: классовый и общесоциальный

Читайте также:  Сон верхом на слоне

В.М. Корельский пишет, что сущность государства — смысл, главное, глубинное в нём, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто её осуществляет и в чьих интересах [1].

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства: классовый и общесоциальный.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе – экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоёв и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению.

Общесоциальный подход состоит в том, что сущность государства видится в его способности объединять всё общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп, которые имеют нередко противоположные потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоёв населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения.

Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. У демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.

Понятие и виды социальной власти. Политическая власть и её разновидности. Государственная власть как разновидность политической власти

В.Н. Протасов социальную власть определяет как способность (свойство) некоего субъекта (индивида, коллектива, организации) подчинять себе волю и поведение другого субъекта (индивида, коллектива, организации) в своих собственных интересах или в интересах других лиц [8].

Н.И. Матузов и А.В. Малько социальной властью называют присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение [7].

Существуют различные классификации социальной власти.

Так, с точки зрения социального уровня различают власть:

Социальную власть можно поделить также на политическую и неполитическую.

Политической является та власть, которая способна выступить средством решения политических задач, то есть средством реализации, защиты интересов больших социальных групп.

Разновидностями политической власти являются:

Хотя есть и другой взгляд на соотношение политической и государственной власти. М.И. Байтин полагает, что власть государственная и власть политическая – это одно и то же явление.

М.И. Байтин пишет: «Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия, – синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии».

Далее М.И. Байтин отмечает: « … наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти другие авторы выступают за различение этих категорий. Сторонники последней точки зрения (проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Н.М. Кейзеров) понятие «политическая власть» употребляют в более широком смысле, нежели «государственная власть», – это власть, осуществляемая не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, массовыми общественными организациями (например, профсоюзами и иными общественными объединениями).

Однако употребление термина «политическая власть» в широком смысле с точки зрения строго научного подхода весьма условно, ибо сама политическая власть и степень участия в ней, в её отправлении, в том числе роль различных партий в осуществлении политической власти, – не одно и то же» [4].

В зависимости от способа организации социальной власти её можно подразделять надемократическую и недемократическую.

Известный социолог М. Вебер (1864–1920) различал власть:

а) традиционную, использующую механизмы, ритуалы, традиции, присущие данному обществу, которые медленно изменяются или остаются постоянными в течение длительного времени;

б) легальную, т. е. опирающуюся на законы, нормы права, правила, которые четко регламентируют властную деятельность;

в) харизматическую, которая реализуется за счёт особого положения руководителя, чувствующего себя призванным осуществить определённые цели, а его сторонники или последователи убеждены в наличии у руководителя особых качеств, способностей преодолевать любые трудности и предвидеть на много лет вперёд.

Помимо легальной власти выделяют и теневую власть, носителем которой являются неформальные группы в правящей элите.

Понятие и структура государственной власти

По определению В.М. Корельского, государственная власть – это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях [1].

По определению В.М. Шафирова, государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства [9].

Рассматривая вопрос о структуре государственной власти, Л.А. Морозова в структуре государственной власти выделяет следующие элементы:

Субъектом государственной власти могут быть социальные и национальные общности, классы, народ, нации и т. д. Субъект предписывает те или иные варианты поведения или действий, подчиняя своей власти объект. Если нет такого подчинения, то нет и власти.

Объектом государственной власти обычно выступают индивиды, их объединения, социальные слои, классы, общности, общество в целом. В демократически устроенном обществе объект и субъект государственной власти чаще всего совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

Содержание властеотношений. В рамках властеотношений субъект власти воплощает свои потенциальные возможности и способности в действительность: властвующий навязывает свою волю подвластным, направляет их действия, поведение в определенное русло, осуществляет руководство объектом власти.

Средства, методы, способы осуществления государственной власти зависят от интересов и волевой позиции сторон. Если интересы и воля властвующих и подвластных совпадают, что чаще всего возможно в демократическом обществе, то властеотношения реализуются беспрепятственно, без принуждения. Если же они расходятся, то используются различные методы – от достижения компромисса до принуждения.

Ресурсы государственной власти представляют собой совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление государственной власти.

Л.А. Морозова отмечает, что существует несколько классификаций ресурсов власти. Согласно одной из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные инормативные.

К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей.

Принудительные – это меры государственно-властного, карательного воздействия, которые используются, когда не срабатывают утилитарные средства.

Нормативные ресурсы включают в себя средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации в поведении человека, регулирование отношений в обществе. Они призваны убедить подвластных в общности интересов их и руководителя и обеспечить одобрение действий субъекта власти.

Существует классификация ресурсов власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности общества. По этим критериям выделяют экономические(материальные) ресурсы, социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

К материальным ресурсам относятся материальные ценности, необходимые для общественного и личного потребления и производства: государственная казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и др. Они составляют экономическую базу государственной власти.

Социальные ресурсы образуют социальную основу государственной власти, которая предназначена разрешать социальные конфликты, организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения и гармонизировать их. Для реализации этих задач государственная власть добивается доверия к себе у населения, ищет у него поддержки. Помимо того, государственная власть способна распределять население по социальной лестнице путём установления различных статусов, привилегий и др.

Культурно-информационные ресурсы – это знания, информация, а также средства их получения и распространения.

Среди ресурсов государственной власти особое место занимает идеология.Государственная власть объективно нуждается в системе идей, тесно связанных с интересами властвующих. С помощью идеологии власть оправдывает свои цели и способы их достижения, приобретает определённый авторитет у населения.

Силовые ресурсы составляют армия, полиция, служба безопасности, суд, прокуратура, другие правоохранительные органы. Они обеспечивают контроль за обществом с помощью принуждения или угрозы применить его.

Если государственная власть располагает всеми перечисленными ресурсами, то это обеспечивает её устойчивое равновесие, она способна выполнить своё назначение и эффективно функционировать. Отсутствие или недостаточность хотя бы одного ресурса снижает качество государственной власти или делает её нежизнеспособной.

В.М. Шафиров, рассматривая вопрос о структуре государственной власти, пишет, что государственная власть, как и всякая социальная власть, рассматривается в статикеи в динамике.

Структура государственной власти в статике представлена двумя элементами: воля и сила.

Воля определяет сущность власти, поскольку власть всегда есть проявление чьей-либо воли. Властвующим субъектом может быть индивид, группа людей, социальный класс, народ и т.д. Властвование предполагает навязывание воли с одной стороны и подчинение с другой стороны.

Читайте также:  Сны по суне коран

Сила, второй элемент власти, претворяет волю в жизнь. Без силы воля не может воплотиться, воздействовать на поведение и деятельность людей. Сила государственной власти воплощается в механизме государства.

Структура государственной власти в динамике состоит из субъекта, объекта, властеотношения, средств и методов осуществления власти.

Субъекты государственной власти – те, кто является носителем, кому принадлежит государственная власть, от кого исходит властный импульс.

Это народ, социальные группы, слои населения, элиты, национальные общности. Но от имени перечисленных субъектов действуют, их волю выражают, как правило, государство и его органы.

Объекты государственной власти – подвластные, на кого направлен властный импульс со стороны властвующих субъектов. Это индивиды, их объединения, слои и классы, социальные и национальный общности общество в целом.

Властеотношение возникает между властвующими и подвластными, содержанием его является проявление и навязывание воли со стороны властвующего субъекта и подчинение ей воли подвластного. Подчинение может добровольным и принудительным. Воля государственно-властного субъекта обычно облечена в форму позитивного права (законы и подзаконные акты), где подвластным в виде правовых норм предписано определенное поведение.

Средства осуществления государственной власти есть то, на что она опирается, посредством чего она осуществляется, претворяется в жизнь (механизм государства, нормы позитивного права).

Методы осуществления государственной власти. Методы, способы навязывания воли зависят от совпадения интересов и воли субъекта и объекта государственной власти. В случае совпадения воли применяется метод информационного обеспечения, рекомендаций. В случае расхождения применяются разъяснение, убеждение, согласование, стимулирование, поощрение. Когда воля субъектов противоположна до непримиримости, применяется государственное принуждение [9].

А.Ф. Черданцев в структуре государственной власти выделяет:

Легитимность и легальность государственной власти

В.М. Корельский определяет легитимность в широком смысле как принятие власти населением страны, признание её права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.

В узком смысле легитимной автор называет законную власть, образованную в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Юридическим выражением легитимности власти служит её легальность, т. е. нормативность, способность воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать в рамках законности [1].

Н.И. Матузов и А.В. Малько указывают, что легальность означает юридическое обоснование власти, её соответствие правовым нормам, что выступает её юридической характеристикой, а легитимность – это доверие и оправдание власти, что выступает её нравственной характеристикой [7].

Единство государственной власти и принцип разделения властей

Государственная власть по своей сути едина и дробиться на части не может. У неё единый первоисточник — общность, класс, народ. А вот организуется и осуществляется государственная власть по-разному.

Исторически первой была такая организация государственной власти, при которой вся её полнота сосредоточивалась в руках одного органа, обычно монарха.

В.М. Корельский отмечает следующие достоинства такого подхода: а) обеспечивает оперативное решение любых вопросов; б) исключает возможность перелагать ответственность и вину за ошибки на другие органы; в) «освобождает» от борьбы с другими органами за объём властных полномочий и т.д. [1].

Однако сосредоточение всей полноты власти в одном органе может быть чревато. Всевластные органы становятся бесконтрольными. Открывается простор для установления и функционирования тиранических режимов.

Принцип разделения властей, по определению В.М. Корельского, — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Суть данного принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви — законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.

Политический режим как сущностная характеристика государства, его понятие

Политический режим, по определению В.М. Корельского, — это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом [1].

Политический режим является сущностной характеристикой государства, т.к. всякие изменения, происходящие в сущности определённого государства, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства. Таким образом, политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием.

Важным является вопрос соотношения понятий «политический режим» и «государственный режим».

Н.И. Матузов и А.В. Малько расценивают их как тождественные и определяютполитический (государственный) режим как систему методов, способов и средств осуществления политической власти [7].

Некоторые учёные различают политический и государственный режимы. Так, В.Н. Хропанюк писал: «Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)» [6].

Виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический

В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы. По классификации В.Н. Хропанюка – демократические и антидемократические [6].

Основными характеристиками демократического режима являются следующие:

Н.И. Матузов и А.В. Малько указывают, что демократия (народовластие) может осуществляться посредством двух форм: прямой (непосредственной) и представительной.

Прямая демократия позволяет осуществлять власть самим народом без политических посредников. Отсюда и её название – непосредственная, т.е. та, которая проводится в жизнь через следующие институты прямого народовластия: выборы на основе всеобщего избирательного права, референдумы, сходы и собрания граждан, петиции граждан, митинги и демонстрации, всенародные обсуждения.

Представительная демократия позволяет осуществлять власть представителям народа − депутатам, другим выборным органам исполнительной и судебной власти, которые призваны выражать интересы различных классов, социальных групп, слоёв, политических партий и общественных организаций.

Л.А. Морозова пишет, что среди демократических режимов различают либерально-демократический и собственно демократический режимы [2].

Л.А. Морозова указывает, что либерально-демократический режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе выбора любой из них; в политической – предполагает широкий спектр общественных объединений; многопартийность; в духовной – разнообразие мнений, убеждений, мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.

Помимо отмеченных черт либерально-демократическому режиму свойственны следующие признаки:

Л.А. Морозова указывает, что собственно демократический режим исходит из признания равенства и свободы всех людей. Государство подлинно демократической направленности не только закрепляет на конституционном уровне широкие права и свободы людей, но и реально их гарантирует. К другим особенностям данной разновидности демократического режима относятся:

Авторитарный режим, по определению Н.И. Матузова и А.В. Малько, − это государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений.

Авторитарный режим занимает промежуточное место между демократическим и тоталитарным режимами.

Основные характеристики авторитарного политического режима:

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путём, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается, как правило, в результате военного переворота против правления гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам:

Л.А. Морозова отмечает, что для тоталитарного режима характерны следующие черты [2]:

Список использованных источников

[1] Корельский В.М. Теория государств и права: учебник для вузов. / Под общ. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. — М.: Норма, 2005. — 496 с.

[2] Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510 с.

[3] Абрамова А.И., Боголюбов С.А., Мицкевич А.В. и др. / Теория государства и права / Под общ. ред. Пиголкина А.С. − М.: Городец, 2003. — 544 с.

[4] М.И. Байтин, В.В. Борисов, Ф.А. Григорьев и др. / Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Юристъ, 2001.– 776 с.

[5] Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2013.— 272 с.

[6] Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова. − М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л». 2008. − 384 с.

[7] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. − 512 с.

[8] Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. — М.: Новый Юрист, 1999. —240с.

[9] В.М. Шафиров, И.Д. Мишина, А.А. Рудаков и др. / Курс лекций по теории государства и права. – Красноярск: Издательский центр СФУ.

[10] Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт-М, 2002. — 432 с.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Советы экспертов и специалистов